Из цикла «В кругу великих», темы: Хазон Иш, Шломо Лоренц, В кругу великих, Праведник
Этот путь не может быть успешным, если следовать по нему без разбора. Истинная ревностность нуждается в постоянном взвешивании. Она нуждается в таком понимании, опирающемся на Тору, которое позволяет взвешивать эту ревностность точнейшим образом, решая, когда она желательна, а когда может принести вред; когда она достигнет своей цели — и когда от нее не будет никакой пользы, и даже возможен ущерб.
Очень глубокие слова сказал величайший мудрец раби М. Х. Луцатто в своей книге Месилат Йешарим по вопросу о «весах благочестия»:
Знай, что это (взвешивание) — самая тяжелая работа, какая только есть в благочестии, ибо дурное побуждение способно отдалить от многих добрых дел, как будто они дурные, и приблизить ко многим грехам, как будто они — великие заповеди… И в действительности человек может преуспеть в этом взвешивании только при трех условиях. Первое: сердце его должно быть прямым, насколько только это возможно. Второе: все устремление его должно быть лишь к тому, чтобы доставить удовольствие Святому благословенному, и ни к чему другому. Третье: он должен особенно внимательно изучать свои поступки и стараться выправлять их соответственно этой цели, а после того пусть он доверит все свои нужды попечению Всевышнего.
В личности нашего учителя присутствовало разом и осуществилось все, о чем упоминает р. М. Х. Луцатто. Хазон Иш доказал, что нет противоречия между подлинной ревностностью и принципом Торы «пути ее — пути благие»; как в том, так и в другом есть необходимость — на своем месте и в должный час, как мы увидим из фактов, приводимых далее в этой главе. Он проложил путь, показывающий последующим поколениям, каким образом осуществлять сказанное в Писании: «Истину и мир любите» (Зехария, 8:19).