Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

В начальный период существования государства, когда его учреждения чинили препятствия созданию школ общины харедим, чтобы вынудить родителей посылать детей в государственные и государственно-религиозные школы, возник вопрос: воевать — или, быть может, в силу безвыходной ситуации покориться и, выбирая меньшее из зол, посылать детей в государственно-религиозные школы?

Когда к нашему учителю пришли, чтобы выяснить его мнение по этому вопросу, он ответил: «По этому поводу наши мудрецы, будь благословенна их память, постановили следующее: более сильный — побеждает!»[4]

Спрашивающие поняли было, будто наш учитель имеет в виду, что сильная сторона — это государство, и поэтому нужно уступить.

Но когда они повернулись, чтобы уходить, наш учитель позвал их и пояснил: «Я имел в виду то, что сказал РОШ[5] (на Бава батра, 34б; РОШ — гл. 3, п. 22) в обоснование закона “более сильный побеждает”: “Не представляется возможным предполагать, что мудрецы установят закон (таким образом), что спорящие останутся на всю жизнь при своем споре и в ссоре… И еще: тот из них, кто в действительности прав в этом споре, проявит самопожертвование[6], чтобы забрать себе свое (имущество, и его самопожертвование будет больше), чем у его соперника, действующего ради грабежа”[7]. Так и вы: истина с вами — так проявите же самопожертвование, и тот, кто проявит его (в большей мере) — победит!»



[4]
В Гемаре (Бава батра, 34б) приводится ситуация, когда двое претендует на одно и то же имущество, и каждый говорит: оно принадлежало моим предкам, — но при этом ни у одного из них нет достаточных доказательств. Наши мудрецы установили для этого случая, при определенных условиях, закон: «более сильный побеждает» (упоминаемый также и в других местах Гемары; смысл его в том, что спорное имущество остается у того, кто силой захватил его первым, — до того времени, пока второй не представит доказательства, что оно принадлежит ему. См. у комментаторов также о том, чем этот случай отличается от ситуации, когда «двое держатся за один талит» и должны разделить его стоимость поровну между собой, согласно мишне Бава меция, 1:1).

[5] РОШ — аббревиатура «рабейну Ашер», один из наиболее выдающихся мудрецов эпохи ришоним.

[6] При первоначальном «силовом» захвате, поскольку в дальнейшем ни одному из них уже нельзя будет действовать силой.

[7] РОШ пишет там еще, что грабитель не станет вкладывать в борьбу за имущество все свои силы, опасаясь, что его соперник представит, в конце концов, дополнительные доказательства, и добыча будет у него отнята судом.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»