Свечи Хануки, которые мы начинаем зажигать через несколько дней, — не только память об исторических событиях, случившихся в седой древности. Они рассеивают тьму НАШЕЙ ночи. Они светят НАМ, указывая единственный путь, по которому МЫ можем выйти из запутанной, темной, пугающей ситуации сегодняшнего дня. Почти двадцать три столетия мы зажигали эти свечи, благодаря Всевышнего за «чудеса и явления, спасения, утешения и войны, которые Он сделал нашим отцам». За все это мы благодарим Его и ныне. Но сегодня добавилось еще нечто новое: маленькие огоньки, горящие у входов в еврейские жилища и на подоконниках еврейских домов, учат НАС — как НАМ выстоять в своей жизни, как спастись от темноты сгустившейся над НАМИ ночи, что делать и как поступать. Ибо идет духовная война с греками. С теми же самыми греками, что уже пытались оторвать евреев от Торы. И эти греки — в нашей среде! Не о победе над иноземцами вспоминаем мы в дни Хануки, хотя была и победа. А о чуде с кувшином масла. После изгнания греков и евреев, вставших на их сторону, нашелся в Храме лишь один сосуд с маслом, пригодным для того, чтобы зажечь Менору. Масла в нем хватало только на один день. Его влили в светильник, и тот огонь горел неугасимо ровно восемь дней — пока не изготовили новое масло. Простое, незатейливое чудо. Явно уступающее великому чуду победы маленького народа над огромными армиями противника. Но именно оно лежит в основе одного из самых больших еврейских праздников.
Победа в бою — вещь конкретная, материальная, даже если она выглядит, как чудесное явление. Восьмидневное горение небольшого количества масла — из области нереального. Оно представляется нам, как явление духовного плана, поскольку лежит вне мира материи, за пределами человеческих представлений о физической плоскости бытия.
Мудрецы отметили, что чудо той войны коснулось нашего физического тела. Мы выжили, сохранились, устояли. Что касается чуда с маслом, то оно затронуло нашу СПОСОБНОСТЬ выстоять и выжить. Это чудо коснулось нашей души.
Можно остаться в живых, но перестать быть евреем, — то, чего хотели от нас греки. Остаться евреем можно только соблюдая заповеди, возложенные на нас Торой. В Храме надо было зажечь Менору. Для этого велась война. А не наоборот: как символ нашей победы мы, дескать, зажигаем огонь в Храме. Храму не нужны символы.
Чего хотели греки и те евреи, примкнувшие к ним? Чтобы мы стали «цивилизованным» народом, вошедшим в единое человеческое братство. Где то братство и где те греки? Сами эллины пропали, растворились в варварах, которых они некогда презирали за дикость и необразованность.
Греция умерла, вернее покончила самоубийством, отказавшись от своей народной души и перейдя в другую религию, чуждую самой идее эллинизма.
Мир, в который приглашали нас греки, развалился. Народы, которые поверили им, пропали. Нет блестящей Александрии, яркой Анатолии и Лидии, сицилийских городов, полных библиотек, театров и ристалищ.
Канули в небытие форпосты эллинской цивилизации, раскиданные по пределам всей тогдашней ойкумены — от Пиреней до Инда. От той поры остались лишь черепки изящных статуй да цитаты из философских трактатов, которые теперь никого не взволнуют, ничего нового никому не откроют. Пришли греки и совратили народы новой культурой. Ослабли народы, а потом подоспели христианство и мусульманство. Ничего не осталось.
Во времена Макавеев главным вопросом, стоявшим на еврейской повестке дня, была национальная безопасность. Проблема носила явно физический, конкретный характер: сохранение нас как народа. Абсолютно та же проблема стоит перед нами и сейчас. А значит, актуальным остается то же самое решение. Не физическая победа над внешними врагами спасет нас, хотя без нее тоже не обойтись. Не война одолеет врагов. Главным образом не война. А кувшин с маслом. Кувшин с чистым маслом для выполнения основной нашей обязанности — соблюдения заповедей Торы. И если кто-то не понимает этой простой истины — значит, он не усвоил ни одного урока истории. И тогда непонятно — что он справляет в эти дни? Какой праздник отмечает?
Наша вера стоит сейчас перед одним из самых сложных испытаний. В Хануку мы добавляем в наши молитвы, что «злодейское царство греков поднялось на Твой народ, на Израиль, чтобы заставить его забыть Твою Тору». То же самое происходит и теперь. Злодеи хотят заставить нас забыть Тору. Среди евреев насаждается атеизм. Нас «огречивают». Причем наши правители ничем не отличаются от тех, что в свое время с распростертыми объятиями приняли греческие идеи. По существу, нами правит греческое правительство, которое не верит даже в собственную правоту, ибо его цель одна: лишить нас Торы.
Но несмотря на всю опасность, нависшую над нашим народом, мы не имеем права отчаиваться. Ханука учит нас, что нельзя отступать ни перед греками, ни перед их сообщниками из среды евреев. В молитве мы благодарим Всевышнего за то, что Он «предал сильных в руки слабых, многочисленных в руки немногих… преступников в руки праведников, творящих зло в руки занимающихся Торой». То же самое произойдет и теперь.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»