Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Гадание, Колдовство, Рамбам, Скромность в одежде
36-я заповедь — запрещение обращаться с вопросами к чревовещателю, «говорящему» из подмышки (ов) (НД 8). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… исполняющих ритуал ов» (Дварим 18:10).
Преступивший этот запрет не карается смертной казнью, однако поступать так — т.е. обращаться с вопросами к вызывающим духов — запрещено.
37-я заповедь — запрещение обращаться с вопросами к исполняющим ритуал идони (НД 9). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… обращающихся к исполняющим ритуалы ов и идони» (Дварим 18:10).
И сказано в Сифре (Кедошим): «Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони» (Ваикра 19:31); т.е. чревовещатель, который «говорит» из подмышки, и тот, кто прорицает с помощью косточки во рту, побиваются камнями, однако обращающиеся к ним с вопросами не наказываются, но, тем не менее, они преступают запрет Торы.
38-я заповедь — запрещение обращаться с вопросами к душам умерших, ведь так поступают нечестивцы, которые на самом деле духовно мертвы, хотя и двигаются, и ощущают: согласно их заблуждениям, если человек совершит определенные действия и облачится в определенные одежды, во сне к нему явится душа умершего и ответит на его вопросы.
И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… вопрошающего мертвых» (Дварим 18:10). И сказано в трактате Санхедрин (65б): «Вопрошающий мертвых — это тот, кто морит себя голодом и уходит ночевать на кладбище, чтобы снизошли к нему души умерших».
Преступивший этот запрет карается бичеванием.
39-я заповедь — запрещение женщинам облачаться в мужскую одежду и использовать украшения, свойственные мужчинам, подражая в этом народам, отрицающим Б-га. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Да не будет мужской одежды на женщине» (Дварим 22:5).
И женщина, которая облачается в мужские убранства — если в данной местности общепринято, что подобные убранства используют именно мужчины, — карается бичеванием.
Сороковая заповедь — запрещение мужчинам облачаться в убранства женщин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «…И да не надевает мужчина женской одежды» (там же). И мужчина, который облачается в убранства, используемые в данной местности только женщинами, карается бичеванием.
И знай, что такое переодевание в одежды, свойственные другому полу, может служить двум целям. Во-первых, разжиганию плотских страстей, как это широко распространено у народов мира, а во-вторых, целям идолослужения, как разъясняется в посвященных этому книгах. И при изготовлении магических амулетов часто обусловливается, что если ими будут пользоваться мужчины, они должны облачаться в женские одежды и использовать украшения из золота и жемчуга, которыми обычно украшаются женщины. А если этими амулетами будут пользоваться женщины, им следует облачаться в кольчугу, а на пояс вешать оружие — все это, хорошо известно тем, кто занимается магией.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.