Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Гадание, Колдовство, Рамбам, Суеверия
31-я заповедь — запрещение пробуждать в себе сверхчувственное восприятие каким бы то ни было из употребляемых идолопоклонниками способов.
Благодаря своему обостренному сверхчувственному восприятию, ясновидцы способны предсказывать будущие события, воспринимая их прежде, чем события происходят; и их предсказания в большинстве случаев сбываются. Эти ясновидцы разнятся уровнем и силой своего восприятия, как все люди отличаются друг от друга уровнем своих духовных возможностей.
Ясновидцы, обладающие сверхчувственным восприятием, вынуждены использовать различные методы, чтобы пробудить свои особые духовные силы и привести их в действие. Одни из них с силой бьют своим посохом по земле и причудливо кричат, чтобы освободить свое сознание от потока мыслей; они совершают эти действия длительное время, пока не впадают в состояние, подобное обморочному, — и тогда они предсказывают то, что произойдет, как я не раз наблюдал в западных землях. Есть среди них такие, которые в течение длительного времени бросают маленькие камушки в служащую мишенью полоску кожи и пристально следят за их полетом, а затем предсказывают — так принято делать во всех местах, где я побывал. Есть среди них и такие, которые бросают на землю длинный кожаный пояс, пристально смотрят на него и предсказывают. И цель всех этих подготовительных действий — возбудить духовные силы прорицателя; но сами по себе эти манипуляции не производят никакого магического действия и ни на что не указывают. И в этом ошибка толпы: когда некоторые из этих предсказаний сбываются, люди полагают, что именно эти магические манипуляции открывают ясновидящему то, что свершится в будущем. И в своем заблуждении они доходят до того, что считают, будто некоторые из этих действий оказывают влияние на будущее, определяя, каким именно оно будет.
И астрологические прогнозы также относятся к этому роду явлений, ведь астрологические выкладки и наблюдения служат для пробуждения сверхчувственного восприятия в прорицателе. Именно поэтому прогнозы двух астрологов будут различными, несмотря на то, что они в равной мере владеют законами астрологии и трактуют их одинаково.
И тот, кто совершает какое-либо из этих магических действий или подобных им, называется косем (кудесник). Сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… кудесника» (Дварим 18:10). И сказано в Сифри: «Кто это “кудесник”? Тот, кто берет свой посох и вопрошает у него: “Идти мне или не идти?…”. О таком виде возбуждения сверхчувственного восприятия, широко распространенном в то время, говорится в книгах Пророков: “Народ Мой вопрошает свою деревяшку и его посох говорит ему, ибо дух блуда ввел их в заблуждение и отступили они от своего Б-га”» (Ошеа 4:12).
Совершающий подобные действия карается бичеванием — но только сам «кудесник», предсказывающий будущее с помощью подобных манипуляций, а не тот, кто обращается к нему за прогнозом; тем не менее, и такое обращение к «кудеснику» за прогнозом крайне постыдно.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин (65а), в Тосефте к трактату Шабат (гл. 7-8) и в Сифри.
32-я заповедь — запрещение определять наиболее подходящее время для совершения того или иного дела по расположению звезд и светил на небе, утверждая: «Поскольку этот день благоприятен для успеха данного дела, я постараюсь сделать его именно в этот день» или «Поскольку этот день неблагоприятен для подобного действия, я воздержусь от его совершения». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… волхва» (Дварим 18:10). И этот запрет дважды повторен в Торе, ведь уже сказал Ашем: «Не занимайтесь волхованием…» (Ваикра 19:26). И объяснено в Сифре: «Не занимайтесь волхованием — не занимайтесь определением благоприятных или неблагоприятных сроков», ведь слово меонен (волхв) происходит от слова она (срок, период). Т.е. «пусть не будет у тебя» определяющих сроки и утверждающих: «Этот срок благоприятен, а этот — нет».
Преступающий этот запрет карается бичеванием — но именно тот, кто определяет благоприятные или неблагоприятные сроки, а не тот, кто обращается к нему за прогнозом. Но и само обращение за астрологическим прогнозом не только порождено заблуждением, но и запрещено. И тот, кто приурочивает совершение некого дела к определенному сроку, руководствуясь прогнозом, утверждающим, что именно этот срок благоприятен для успеха данного дела, также карается бичеванием, поскольку он совершил поступок, исходя из предписаний волхва.
И еще: этим же речением запрещается деятельность факиров. И сказали мудрецы (Санхедрин 65б): «Волхв — это факир, вызывающий обман зрения». Имеются в виду многочисленные уловки и трюки, которые — в сочетании с удивительной ловкостью рук факира — порождают иллюзорное восприятие. Так мы часто видим, как факир берет веревку, на глазах людей заворачивает ее в полу своей одежды, а затем достает оттуда змею; или же он подбрасывает в воздух кольцо, а затем извлекает его изо рта стоящего перед ним зрителя. Все подобные действия, широко известные среди народов, запрещены. Совершающий их называется «вызывающим обман зрения» и карается бичеванием, поскольку его трюки являются одной из разновидностей волхования.
И вред, приносимый деятельностью факира, очень значителен, ведь он «ворует рассудок», т.е. вводит зрителей в заблуждение — невеждам, женщинам и детям кажется, что происходят явления, которые в реальности совершенно не могут происходить, и они привыкают принимать мнимое за действительное. Подумай и пойми это.
33-я заповедь — запрещение руководствоваться приметами. Так, например, человек из толпы говорит: «Поскольку мне пришлось вернуться с дороги, мое дело не преуспеет» или «Первое, что мне попалось на глаза, — это такой-то предмет; наверняка мне будет сопутствовать сегодня удача». Такой подход к делу очень распространен среди невежественных народов.
Каждый, кто совершает поступок, руководствуясь той или иной приметой, карается бичеванием, ведь сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… гадателя» (Дварим 18:10). И эта заповедь повторена в Торе дважды, ведь Ашем уже сказал: «Не гадайте» (Ваикра 19:26). И объяснено в Сифри: «Менахеш (гадатель) — это тот, кто руководствуется приметами, говоря: “У меня изо рта выпал кусок хлеба, у меня из руки выпал посох, справа от меня проползла змея, слева от меня пробежала лисица…”». А в Сифре (Ваикра 19:26) говорится: «Не гадайте — имеются в виду те, кто гадает по крысам, по птицам, по звездам и т.п.».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в 6-ой главе трактата Шабат (67б) и в Тосефте к трактату Шабат (гл. 7-8).
34-я заповедь — запрещение заниматься любыми видами магии. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… чародея» (Дварим 18:10). Преступивший это запрещение карается побиением камнями, если он совершил свое действие намеренно. Если же магическое действие было совершено неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву. Сказал Ашем, да будет Он превознесен: «Колдуньи не оставляй в живых» (Шмот 22:17).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (67аб).
35-я заповедь — запрещение произносить различные заклинания и заговоры, призванные помочь или навредить. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Пусть не будет у тебя… заклинателя» (Дварим 18:10). И объяснено в Сифри: «Заклинатель — произносящий заклинания над змеями или скорпионами», т.е. тот, кто «заговаривает» их, чтобы они, как он верит, не укусили, или тот, кто произносит заклинания над местом укуса змеи, чтобы стихла боль.
Преступивший этот запрет карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Шабат (67а).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего