Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Избранность, Народы мира, Еврей, Заповеди, Элиэзер Гервиц, Ответственность
Тора свидетельствует, что человек был создан с особой целью: воцарить на земле Б-жественную справедливость. Сначала эта задача была поручена всему человечеству. Однако оно не справилось со своей миссией, погрязнув во лжи и насилии, которые восторжествовали над справедливостью и добром. Чтобы искоренить грех, Ашем ниспослал на мир Всемирный Потоп (Мабул). После Потопа наказание за грехи перестало быть универсальным, а разделилось по нациям. Тогда-то Б-г выбрал одну нацию для осуществления миссии человечества. Избранный народ должен был действовать как Б-жественная модель нации на Земле, являя всему остальному человечеству пример достойного поведения. Этой нацией стали евреи.
Еврейский народ основали три праотца (Авот), первый из которых (Авраам) согласился заключить союз с Б-гом, называемый Брит Бейн Абетарим (Завет между рассеченными частями). Этот завет стал гарантией того, что потомки Авраама получат Б-жественное покровительство, если признают власть Ашема. Далее этот народ развил свое наследие под предводительством сына Авраама Ицхака и сына Ицхака Яакова, называемого также Израилем. Нация окончательно сформировалась во времена рабства евреев в Египте; там народ осознал, что он действительно отличается от других. Затем появилось подтверждение существования особых уз, связывающих евреев с Б-гом, — Тора, данная евреям на горе Синай, где они подтвердили преданность своему особому положению.
Став Б-гоизбранным народом, евреи приняли определенные обязательства.
На индивидуальном уровне это означало: а) принять власть Ашема и служить Ему как Единственному и Всемогущему Б-гу;
б) соблюдать 613 мицвот (заповедей) Торы и расширения этих законов, сформулированные мудрецами.
На национальном уровне евреи должны были создать Б-жественную общину — пример праведности для других народов. Эта идея подразумевает нечто большее, чем простое собрание хороших людей. Должна была появиться целая культура, посвященная служению Б-гу.
Этот союз предполагал, конечно, выполнение дополнительных обязательств, которые не предъявлялись другим народам, например, воздержание от различных действий (как, например, работа в шабат), которые позволительны другим. Евреи должны достичь большего уровня моральной чистоты. Их самоконтроль, приверженность духовным идеалам проверяются строже, чем у других людей. Они похожи на наследного принца, чье поведение отражается на репутации короля, и поэтому он должен действовать более осмотрительно, чем простые граждане. Евреи, которые не живут согласно законам Торы и которые ведут себя неподобающим образом в обществе, совершают Хилуль Ашем — осквернение Б-жественного Имени в глазах всего человечества. Все евреи ответственны за подобные постыдные действия и всеми силами должны препятствовать осквернению Б-жественного Закона.
Преданность Б-гу позволит евреям стать исключительной нацией. Они будут играть особую роль в истории и унаследуют Землю, осененную Б-жественной милостью. Другими словами, они обретут дополнительную заботу и руководство Ашема. Это должно произойти, поскольку они являются народом Торы — примером для всех народов.
Особые требования иудаизма дают повод для заявлений о том, что «трудно быть евреем». Иногда это так. Но тот, кто хочет достичь чего-либо, должен пойти на определенные жертвы. Лучшие музыканты и спортсмены, чтобы достичь высоких результатов, должны много упражняться, подчиняясь жесткой дисциплине. Подобно тому и евреям нужна дисциплина законов Торы, чтобы реализовать свое предназначение в этом мире. Если бы евреи удовольствовались общечеловеческими нормами, они бы уже давно исчезли в вечности.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.