Любовь — захватывающее понятие. Любая женщина хочет любить и быть любимой. Но почему кого-то любят, а кто-то так и не узнал, что это такое. Как работает механизм любви? Как рождается это чувство и куда вдруг пропадает?
В этой статье мы поговорим о первом из аспектов любви, являющемся основой решения множества проблем, которые мешают человеку чувствовать себя счастливым. Я говорю о любви и уважении к себе самому, о принятии себя.
С точки зрения еврейской философии нет ничего естественнее и проще, чем любить себя. Кажется, все понимают, что означает любить человека. Вы не будете издеваться над любимым, доводить его до болезни, радоваться, когда ему тяжело. Наоборот, попытаетесь делать для него приятное, заботиться о нем, следить за его здоровьем и так далее. Но практика показывает, что по отношению к самому себе многие ведут себя иначе…
— Я просто больше не могу… Я падаю с ног… Никто не понимает, как мне тяжело…
— Я пришла с работы абсолютно без сил и сразу принимаюсь за готовку и уборку. Думаю, все… Сейчас упаду. Но надо — значит, надо… Я не могу позволить себе отдых…
(Кстати, подумайте, а что вы не можете себе позволить?)
Такие знакомые и абсолютно правдивые фразы. Мы принадлежим к поколению женщин-победительниц, взваливших на свои плечи кроме воспитания детей и ведения домашнего хозяйства еще и полный рабочий день. Нам не просто. Это правда. Но обратите внимание, каким тоном женщины говорят о своих трудностях, о своей тотальной усталости. Главное чувство, звучащее в их словах — гордость.
Я несколько раз слышала приведенные выше фразы от тяжело больных женщин. С их помощью они объясняли, почему не занялись вовремя своим здоровьем. Их подход еще раз доказывает, что человек — не животное. Рамхаль говорит, что у животного всегда вовремя срабатывает инстинкт самосохранения. Любое живое существо ведет себя осторожно, старается не навредить себе. Но человек, пытаясь быть выше этого, двигается по жизни «как слепец над пропастью».
Рав Амнон Ицхак как-то сказал, что это еще большой вопрос, чья жизнь лучше — кошки, например, или человека. У кошки нет проблем с деньгами, диетой, модой. (Коты в сапогах существуют только в сказках!) И никто еще не встречал кошку в депрессии или кошку, которая ужасно недовольна собой.
Пеле Йоэц пишет: «Любить себя — это естественно для человека, так его сотворил Всевышний. У человека нет никого ближе него самого; человек естественно любит себя больше кого бы то ни было или чего бы то ни было в мире. Если ему угрожает смерть — он готов на все, чтобы спастись.
Но существует страшная болезнь, во время которой человек словно пьянеет и вредит сам себе, — он перестает себя любить. Это приносит зло и телу человека, и его душе».
Другими словами, по мнению Пеле Йоэца, не любить себя, не заботиться о себе, не принимать себя — противоестественно. Это состояние подобно болезни, разрушающей базис человеческой натуры.
А как же эгоизм? Неужели Тора советует нам быть эгоистами, любить только себя, заботиться только о себе?
Конечно, нет. Мы должны любить себя, а не становиться эгоистами. Это два абсолютно разных понятия и, возможно, осознание этого поможет выздороветь большинству из тех, кто «болен» неумением любить себя.
В первой главе Торы «Берешит» рассказывается, что из райского сада вытекало четыре реки. Один из комментариев объясняет, что течение этих рек указывало на четыре направления, уводящие из «рая», то есть от правильного течения жизни. Одна из этих рек называлась Геа. Она омывала землю рабов. Ее течение увлекало за собой эгоистов, считающих себя больше и важнее других людей и существующих лишь за счет помощи и поддержки других.
Но почему для эгоиста так важна подобная поддержка?
Эгоист — это человек, который потерял себя, не любит себя и ужасно боится, что окружающие будут к нему относиться также плохо, как он сам относится к себе. Только хорошее отношение других людей как-то поддерживает его самооценку. Эгоисту кажется, что если он не будет бороться, требовать, добиваться — никто не будет его любить.
Настоящая любовь к себе проистекает от осознания того факта, что я являюсь частичкой Всевышнего. Отсюда следует, что любой человек — абсолютно необходимая часть этого мира, обладающая особенными силами и возможностями.
Как говориться, в минуту, что ты родился, ты доказал, что мир без тебя не может!В общем, любовь к себе тождественна любви к Б-гу.
Основное ощущение эгоиста — «мне все должны». В отличие от него человек, любящий себя, чувствует — «я могу дать!» Эгоист — мученик, страдалец, кричащий людям: «Как вам не стыдно?!» Любящий себя знает, как получить удовольствие от жизни и всегда старается получать его!
Быть эгоистом — тяжелая работа. Требования, ожидания и вечное разочарование, недовольство жизнью, ощущение недооцененности — все это требует огромного вклада энергии. Сил на развитие и движение вперед уже не остается.
Любить себя — не эгоизм! В Торе есть несколько основ, которые невозможно реализовать без любви к себе. Например, известное высказывание раби Акива: «Любить ближнего как самого себя — великое правило Торы». Из него следует, что сначала человек должен любить, ценить и уважать себя, и только познав и прочувствовав эту любовь, это ощущение своей важности и единственности, он может перенести это чувство на другого человека, не менее важного и исключительного.
Одно из первых правил, которым учат еврейских невест, такое: «Если ты себя не любишь, кто же будет тебя любить?» Это значит, во-первых, что главным источником любви к себе должна быть я сама. При соблюдении этого условия уровень напряженного ожидания любви мужа снизится так резко, что ему будет намного легче и «безопаснее» давать любовь, а мне — её принимать .
Во-вторых, это правило говорит о том, что невозможно любить того, кто не любит себя. Такой человек транслирует окружающим приблизительно следующее ощущение: «Ну уж если он сам, наверняка себя хорошо зная, так к себе относится, что же нам остается…»И его, действительно, практически невозможно полюбить.
Уроки Рабанит Эстер Оффенгенден в Нью-Йорке