Из цикла «В конце дней», темы: Конец времен, Пророчество, Брит мила, Рафаэль аЛеви Айзенберг, Вера, Геула
ПРЕДСКАЗАНИЯ ИЗВЕСТНЫ, ИЗРАИЛЮ ЛИШЬ ОСТАЕТСЯ ВЫБИРАТЬ, КАКИЕ ИЗ НИХ OCУЩECTBИTЬ.
ЕСЛИ ИЗРАИЛЬ БУДЕТ ДОСТОИН — ИЗБАВЛЕНИЕ ПРИДЕТ РАНЕЕ НАЗНАЧЕННЫХ СРОКОВ:
[Трактат «Санэдрин», 98, а]: «Рабби Иеошуа БенЛеви[1] отметил противоречие: “Написано (Иешаяу, 60:22): “Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это”. Как совместить “в назначенное время” и “ускорю”? — Будут достойны — “ускорю”, а нет — “в назначенное время”, ради имени Его. ” — Поясняет Маарша: “Если удостоятся путем “тшувы”, — смилостивится Г-сподь над ними, а если нет, — избавит их только по исполнении сроков.”
То же говорится и в книге “Зоар” (гл. Ахарей мот): «… Это учит нас: пока Израиль находится в изгнании, коли будет удостоен — смилостивится Всевышний и вызволит из изгнания, но если нет, то оставит их до назначенного времени. Когда же наступит оно, пусть и не будут достойны, все равно не забудет их ради имени Своего — “и вспомню Мой союз с Яаковом…”
[Мидраш “Шир-Аширим”, гл. 5]: “Сказал рабби Леви[2]: “Если Израиль сделает “тшуву”, хоть бы день один, тут же придет сын Давида, и будут они вызволены. Откуда это известно? — Отсюда (Теиллим, 95:7): “… Ибо Он Б-г наш, а мы, народ, — паства Его, овцы руки Его, — сегодня, если послушаетесь вы Его голоса.”
[Мидраш “Шэмот”, 25:17]: “Сказал рабби Иоханан: “Сказал Г-сподь Израилю: “Я установил предел его приходу, и сделаете вы “тшуву” или нет — в назначенное время все равно придет он.”
ЕСЛИ СОБЛЮДУТ ОДНУ СУББОТУ — ПРИДЕТ СЫН ДАВИДА РАНЬШЕ НАЗНАЧЕННОГО СРОКА:
[Там же, 25:17]: “Когда сделают “тшуву”, хотя бы день один, — я приведу избавление ранее назначенных сроков, как сказано (Теиллим, 95:7): “… сегодня, если послушаетесь вы Его голоса”. Известно: сын Давида придет в награду за соблюдение всех заповедей, но придет и в награду за соблюдение одной субботы” (ибо соблюдение субботы равносильно соблюдению всех заповедей).
ГРЯДУЩЕЕ ИЗБАВЛЕНИЕ — РАДИ ИМЕНИ ЕГО.
“Сказано (Нешалу, 48:11): “Ради Себя, ради Себя сделаю, ибо как Может быть осквернено имя Мое… ” — Почему слова “ради Себя” повторяются дважды? Так сказал Всевышний: “В Египте вы были, но я избавил вас, дабы имя Мoе не осквернилось среди народов. Так же говорю Я: “И узнаете, что я — Г-сподь”! и от Эдома избавлю вас тоже только ради имени Моего ” Об эюм сказано: (Теиллим; 106:8) «У избавит их ради имени Своего”.
(Мидраш «Теиллим”, 107)
ЕСЛИ ИЗРАИЛЬ НЕ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬ МНОГИЕ ЗАПОВЕДИ, ТО УДОСТОИТСЯ ИЗБАВЛЕНИЯ УЖЕ ТЕМ, ЧТО НЕ СЛУЖИЛ БОГ ДРУГИМ
[Баалей Тосафот[4], гл. Бэар, 25:54]: «Сказал Г-сподь Моше: “Если не избавятся “этими законами, что ты предложишь им” — т.е. если не будут исполнять заповеди — “все равно не оставлю их”. — За что мы будем избавлены, если не будем исполнять заповеди? — За то, что при всем этом исполнили сказанное:
“… И да не будет у тебя бога иного.”
[Пояснения Раши на “Дварим”, 32:12]: «Так и водил его только Г-сподь, не было с ним бога чужого” — по преданию наших мудрецов, это слова — о будущем.” ТО ЧТО ПОКОЛЕНИЕ ВРЕМЕН ПРИХОДА МАШИАХА БУДЕТ НЕДОСТОЙНО, НО ВЕРА В ЕДИНОГО Б-ГА ВСЕ ЖЕ ОСТАНЕТСЯ У НИХ, ПОЙМЕМ И ОТСЮДА:
[Иешаяу, 48:1]: «Слушайте, дом Яакова, именем Израиля назьшающиеся и от источника Иеуды проишедшие, клянущиеся именем Г-спода и помятующие Б-га Израиля не по истине и не по правде”, — т.е. во-первых, они будут называться именем Израиля, хотя будут принадлежать не к десяти коленам царства Израиля, а к колену Иеуды, и, во вторых, саму веру в Б-га Израиля не оставят даже после долгих лет изгнания, но не будут исполнять слова Его по истине и по правде.
ЛИШЬ ОДНУ ЗАПОВЕДЬ БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬ ПОКОЛЕНИЕ ПЕРЕД ПРИХОДОМ МАШИАХА-ОБРЕЗАНИЕ:
[Рукописи Рамбама, ч.II, стр. 516]: «… я хочу пояснить здесь одну главу из пророчества Зехарии… А после… упомянул рассеянных из Иеуды, и сказал(9:11—12): “И ты — ради крови завета твоего выпустил Я узников из ямы, в которой нет воды. Возвращайтесь в крепость, узники Haдeжды.” Здесь содержится намек о периоде перед приходом Машиаха, что то поколение будет полностью виновным, и забудется Тора в Израиле, и умножатся наглость и дерзость, как сказано: “из ямы, в которой нет воды”, и что не останется у них заслуги кроме обрезания…”
[Агада «Бэpэшит[5]]: “… Но, хотя за Израилем не будет добрых дел, избавит их Всевышний за одну лишь брит-мила.”
ИЗБАВЛЕНИЕ — ВО ВРЕМЕНА ПОКОЛЕНИЯ ОПУСТИВШЕГОСЯ, ОПУСТОШЕННОГО И РАЗВРАЩЕННОГО, ИЛИ ВО ВРЕМЕНА ПОКОЛЕНИЯ, ВОИСТИНУ ДОСТОЙНОГО.
“Сказал рабби Иоханан: “Придет сын Давида лишь при поколении полностью виновном или при поколении воистину достойном. При поколении полностью виновном, как сказано (Иешаяу, 59:16): “и увидел, что нет человека, и удивился, что нет заступника… ” и сказано (там же, 48:11): “Ради Себя, ради Себя сделаю… “; или в поколении воистину достойном, — как сказано (там же, 60:21): “и народ твой, все праведники… унаспедуют ” 3емлю навеки… (Трактат “Санэдрин”, 98,а)
MOШЕ РАБЕЙНУ ПPOРОЧEСТBOBAЛ О ПОКОЛЕНИИ, ЗАСЛУЖИВАЮЩЕМ ПОГОЛОВНОГО ИCТPEБЛEHИЯ, ЧТО БУДЕТ ИЗБАВЛЕНО ЛИШЬ PAДИ ИMEHИ BCEBЫШHEГO:
[Дварим, 32:26—27]: “Я бы сказал: “Положу им конец, среди людей память о них уничтожу”, если бы вражьей злобы не остерегался, дабы враги его не возомнили и не сказали: “Наша рука одолела, а не Г-сподь сделал все это.”
[Иешаяу, 48:9—11]: «Ради имени Моего сдерживаю гнев Свой, и ради славы Моей oбуздываю Себя, дабы не истребить тебя. Вот, Я очищаю тебя, но не подобно серебру, — я испытаю тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя сделаю, ибо как может быть осквернено имя Мое, и славы Моей не отдам другому.”
МУДРЕЦЫ ТАЛМУДА ГОВОРИЛИ, ЧТО СЫН ДАВИДА ПРИДЕТ НЕ ПРИ ПОКОЛЕНИИ ПРАВЕДНИКОВ, А ПРИ ПОКОЛЕНИИ ЗЛОДЕЕВ:
[Мидраш «Шир-Аширим”, гл. 4]: «Сказал рабби Леви: “Сын Давида придет при поколении наглолицем, достойном уничтожения… Сказал рабби Аба Бар-Каана[6]: “Сын Давида придет при поколении, лицо которого подобно собачьему.”
1. Рабби Иеoшуа Бен-Леви — амoра, живший в Эрец-Исраэль в середине З-ГО века.
2. Рабби Леви — амoра, живший в Эрец-Исраэпь в середине 4-го века.
3. ”Не служил богам другим” — тем, что другие считали богами.
4. Баалей Тосафот — общее имя групы ученых, чьи труды легли в основу комментариев, допо няющих коментарии Раши к Талмуду.
5. Агада «Бэрэшит” — притчи и сказания, тематически связанные с книгой «Бэрэшит”.
6. Рабби Аба Бар-Каана — амора, живший в Эрец-Исраэль во второй половине 4-го века.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.