Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги «В конце дней»

ЧETЫPE ЦАРСТВА.

В книге «Даниэль» (гл.7) повествуется о сне, в котором пророку открылась история будущих поколений. Мировые державы, сменяющие одна другую, явились ему в образе зверей, вышедших из моря. Вавилония была львом, Персия — медведем, а Греция — леопардом. Последний, четвертыйй зверь, поверг пророка в трепет и ужас: «Затем увидел я в видении ночном: вот — четвертый зверь, страшный и ужасный, необыкновенно силен и orpoмныe железные зубы у него. Он пожирает и дробит, а остатки топчет ногами; и не схож со всеми теми зверьми, что были прежде, и десять рогов у него. Рассматривал я рога, и вот — еще небольшой рог появился между ними, и из-за него выпали три прежних рога.» А вот толкование сна, что приводится в продолжении книги Даниэля: «Четвертый зверь — четвертое царство на земле, и не будет похоже на все другие царства; оно будет пожирать всю землю, и истолчет, и искрошит ее. А десять рогов десять царей поднимутся из царства этого, и другой поднимется после них, и не будет похож на прежних, и свергнет трех царей. и будет он речь слова против Всевышнего, и святых Всевышнего уничтожит; и замыслит он изменить времена их и закон, и будут они отданы в его руки на срок, сроки и пол срока. И будет заседать Суд, и отнята будет у него власть уничтожать и губить окончательно. А царство, и власть, и величие царств, что под небесами, будет дана народу святых Всевышнего; царство его — царство вечное, и все властители будут служить ему и повиноваться.»

Третий зверь — Греция. Четвертый, сменивший ее, Рим, пожирающий всю землю. Десять царств, потомки и наследники Римской империи — государства Европы.

в Талмуде Рим часто называют «царством Эдома». Эдом, он же Эсав, был полной противоположностью своему брату Яaкoву; грубым, двуличным и воинственным. Вот, что рассказывает Тора о рождении братьев (Бэрэшит, 25 ;20-26) ; «И Ицхак был сорока лет, когда взял Ривку …себе в жены. и молился Ицхак Г-споду о жене своей, ибо была она бездетна; и Г-сподь исполнил просьбу — и зачала Ривка, жена его. И толкались сыновья в утробе ее, и сказала она: “Если так, то зачем же я?” И пошла, и вопрошала Г-спода. И сказал ей Г-сподь: “Два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ народа сильнее будет, и старший будет служить младшему”. И настало время ей родить: и вот — близнецы во чреве ее. И вышел первый; красный, весь как плащ волосатый; и нарекли его именем Эсав. А потом вышел брат его, держась рукой за пяту Эсава; и наречено ему имя Яаков.» В дальнейшем Тора рассказывает, что Эсаву было дано прозвище Эдом.

От Яакова произошел еврейский народ, от Эсава эдомитяне. Между этими двумя народами, как и предсказывала Тора, была вечная вражда, пока еврейский царь Иоханан Гиркан (2-ой в. до н.э.) не покорил Эдом и заставил его жителей принять иудаизм. Это было весьма опрометчиво со стороны еврейского царя (т.к. Тора запрещает навязывать иудейскую веру неевреям) , и в итоге насильно обращенные, но в душе ненавидящие еврейство эдомитяне принесли немало бедствий еврейскому народу и государству эпохи Второго Храма.

Но с тех пор государство Эдом не упоминается в источниках. Имя «Эдом» мудрецы Талмуда соотнесли с Римской империей. Тождественность Рима и Эдома не вызывала у них сомнения, и очевидно, в их руках были заслуживающие доверия знания. В дальнейшем знатоки предлагали различные гипотезы о том, почему именно Рим посчитали царством Эдома. Рабби Авраам Ибн-Эзра/1 предполагал, что насильно обращенные в иудаизм эдомитяне были первыми приверженцами христианства, а когда оно стало государственной религией Римской империи ( 4-й в. ) , мудрецы Талмуда стали называть Рим Эдомом. Рамбан и рабби Ицхак Абарбанель/2 приводят слова Иосифа Флавия/З (Иосифон, гл. 2) , утверждающего, что внук Эсава по имени Цафо стал первым правителем земель, на которых несколько веков спустя образовалась Римская империя. Радак указывал на этническую связь римлян с эдомитянами.

Однако не исключен и другой подход. Из рассказа Торы мы видим, что борьба между Яаковом и Эсавом началась еще в утробе матери: «И толкались сыновья в утробе ее…» Это неслучайно: в основе борьбы непримиримое противоречие между братьями, и потому между ними не могло быть мира даже в утробе матери. Эсав — полная противоположность Яакова, его антипод. Мудрецы Талмуда отчетливо видели в Римской империи антипод Израиля. Им было ясно, что между двумя народами не может быть мира, как не было его между Яаковом и Эсавом-Эдомом. Потому-то на страницах Талмуда получил Рим имя — Эдом. Наши мудрецы видели и определенное сходство между образом Эсава в Торе и национальным характером Рима: культ грубой силы, презрение к человеку и его духовному миру при внешнем уважении к религии, наукам и искусству./4

Возможно, мудрецов Талмуда вообще не интересовала этническая связь эдомитян и римлян. Важно было уже то, что сущность Римской империи и ее роль в истории точно соответствовали образу Эсава. Поэтому Талмуд, не колеблясь, относит к Риму и его духовным наследникам все пророчества об Эдоме. А когда он говорит о приходе Машиаха, то называет Рим не только Эдомом, но и «Царством Злодеяний».

Известно, что Рим распался на две империи — Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе). После разгрома Западной империи германцами, Византийская столица Константинополь называлась Восточным Римом. В ХI веке киевский князь Всеволод Ярославович женился на принцессе Ирине, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Поэтому его потомки — киевские, а в дальнейшем московские князья и цари — считали себя прямыми наследниками Рима и Византии. А в ХV веке, после женитьбы великого князя московского Ивана III Васильевича на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, государственная эмблема Византии «двуглавый орел» (символ единства Восточной и Западной римскиx империй) , стал гocудapcтвенным гербом «всея Руси». В дополнение ко всему, любопытно утверждение первых русских царей: «Москва третий Рим, и четвертому не бывать»

Сказанное выше является лишь сжатым изложением информации, которой мы располагаем о четвертом царстве. В этой главе приводятся талмудические и другие источники, объясняющие пророчества и приводящие к определенным выводам.

НАСЛЕДНИКИ РИМА.

Рабби Иешая Дитpaни/5 так трактует сон Даниэля: «Четвертый зверь» — Римская империя, а «десять рогов » — десять царей, что выйдут из нее. Вот они, согласно раву Саадии Гаону/6:

1. Царь турецкий

2. Царь армянский

3. Царь венгерский

4. Царь германский

5. Царь болгарский

6. Царь ханаанский/7

7. Царь французский

8. Царь испанский

9. Царь российский

10. Царь рода Ишмаэля, что в Иерусалиме, который вступит в союз с Россией.»

Следует отметить, что свидетельства р. Саадии Гаона, как и других «гаонов»/8 , основывались на давней традиции, имевшейся у еврейских мудрецов предыдущих поколений./9

Имя «Эдом»/10, данное Римской империи мудрецами, наиболее подходит девятому из ее наследников России. B Мидраш «Раба» поясняется, почему Эсава прозвали Эдомом (гл. Толдот, 25:3О): «Почему дали ему имя “Эдом”? — Ибо: он сам — красный… и герои его — кpacныe…»

ЦАРЬ ЦАРСТВА ЗЛОДЕЯНИЙ — ПОТОМОК ЭДОМА

ПОТОМКИ ЭСАВА БУДУТ ПРАВИТЕЛЯМИ В ЦАРСТВАХ — НАСЛЕДНИКАХ РИМА:

[Мидраш «Бэрэшит», гл. 76]: Сказал рабби Иоханан: Написанное — «а десять рогов — десять царей поднимутся из царства этого» — означает, что все они — потомки Эсава, а «и вот — еще небольшой рог появился между ними» — это Царство Злодеяний.» (Отсюда следует, что потомками Эсава будут только правители, но не сами народы. Но в самом Царстве Злодеяний часть правящей верхушки, помимо царя, тоже будет, вероятно, из потомков Эсава-Эдома, и построят они государство по благословению, полученному их праотцем «и мечем своим будешь жить».)

[Элияу Зута/11 , гл. 19]: И сказал Всевышний Циону: Вот тебе сыновья и первенцы его («военачальники и правители» — Иешуат Яаков/12 ) , потомство Амалека, внука Эсава, — преданы они в руки Израиля, как сказано (Oвадия, 1:18): «И будет дом Яакова огнем, дом Иосифа — пламенем, а дом Эсава — соломой, и запылают они среди них ( сынов Эсава) и поглотят их, и не будет остатка дому Эсава, ибо Г-сподь сказал это.»

«Вот тебе сыновья и первенцы его» — ведущие народы путем Амалека и Эдома, путем «и мечем своим будешь жить», и потому называющиеся «Царством Эдома». В Талмуде (трактат Швуот,,13, 6,б) из слов рабби Иоханана видно, что сущность Царства Злодеяний — пожирать, дробить, топтать и рушить мечом все во всем мире.

ПРОРОК ИЕХЕЗКЕЛЬ О ПРИХОДЕ ГОГА В ИЕРУСАЛИМ.

[Иехезкель, гл. 39]: И ты, сын человеческий, пророчествуй о Гоге. И скажешь: Так сказал Г-сподь Б-г: Вот я — против тебя, Гог… И сделаю я тебя озорным, и пробужу тебя, и подниму тебя с окраин Севера, и приведу тебя на горы Израильские… На горах Израиля падешь ты, и все отряды твои, и народы, идущие с тобой…

[Там же, 38:16]: «И поднимешься на народ Мой, Израиль, словно туча, чтобы покрыть землю эту. в конце дней будет это: и приведу я тебя на землю Мою, дабы знали Меня народы, когда освящусь я через тебя пред глазами их, Гог!»

Пояснения Малбима на слова (Иехезкель,38:3) Вот я — против тебя, Гог, князь верховный Мэшеха и Туваля[14]! — «Cыны Эдомa paзpушили Bторой Храм, и с ними были Мэшех и Туваль; римляне-разрушители стояли во главе народов, которые впоследствии на основе принятой ими peлигии (христианства/15 ) получили общее имя “Эдом”, как это пояснили многие комментаторы и как подробно объяснил рабби Ицхак Абарбанель. И вот, Г-сподь желает в конце дней собрать на месте преступления сынов Эдома и сынов Ишмаэля, в чьи страны был изгнан народ Израиля и где он вынес неимоверные страдания. И тогда спустит Он их в долину Иeoшaфaта/16 .»

ПРИХОД ГОГА в ИЕРУСАЛИМ ВСТРЕЧАЕТСЯ У ПРОРОКОВ И БЕЗ УПОМИНАНИЯ ИМЕН «ГОГ» И «МАГОГ»:

[Иехезкель, 38:17]: «Так сказал Б-г: “Разве ты не тот, о котором говорил я во дни прежние через слуг Моих, пророков Израиля, пророчествовавших во дни те, что приведу я тебя на них?” — Поясняет Радак: “… через слуг Моих, пророков…” — через Иехезкеля и Зехарию, и несмотря на то, что Зехария не упомянул имена “Гог” и “Магог” в 14-ой главе своей книги, все же там говорится несомненно об этой войне.»

«ГОГ» — ИМЯ ПРАВИТЕЛЯ СТРАНЫ «МАГОГ»:

[Иехезкель, 38:2]: «Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог…» Из книги «Бэрэшит» (10:2) видно, что Магог — второй сын Йефета/17 , как сказано там: «Сыны Йефета: Гомэр и Магог…»

Одним из внуков Эсава-Эдома был Амалек, родоначальник народа, ставшего самым заклятым врагом Израиля. Даже после разгрома царства Амалека израильским царем Шаулем (ХI в. до н.э.) , отпрыски последнего их царя — Агага, всюду, где только могли, стремились к уничтожению евреев. В этом наиболее отличился Аман, сановник персидского царя Ахашвероша, желавший уничтожить Израиль, как то описано в книге «Эстэр». И вот: как Аман, потомок Эдома, властвовал над Персией, названной так по имени сына Йефета, так и Гог — потомок Эдома — будет властвовать над страной Магог, названной по имени сына Йефета:

[Элияу Paбal8, гл. 24]: «Когда Агаг, после пленения его царем Шаулем, сидел в темнице, он плакал и причитал: “Горе мне! Неужто будет стерто с белого света все потомство мое?” — Произошел от него Аман на белый свет.»

[Эстэр, 3:1]: «… После царь Ахашверош возвеличил Амана, сына Амдаты, Агагиянина, и вознес его, и положил ему место выше всех сановников, что были при нем.» (Отсюда: Аман властвовал над народом Персии.)

[Трактат «йома», 10,б]: «Сказал рав Иосеф: “Тирас” — это Персия.» — Тирас же был младшим сыном Йефета, как сказано (Бэрэшит, 10:2): «Сыны Йефета: Гомэр и Магог, и Мадай, и Йаван, и Туваль, и Мэшех, и Тирас.» (Отсюда: народ Персии — потомки сына Йефета. )

[Элияу Зута, гл. 19]: «И сказал Всевышний Циону: Вот тебе сыновья и первенцы его (“военачальники и правители” — Иешуат Яаков) , потомство Амалека, внука Эсава…» (Отсюда: правители Царства Злодеяний — потомки Эсава. )

В КОНЦЕ ДНЕЙ ГОГ СТАНЕТ ВО ГЛАВЕ ВСЕХ СЫНОВЕЙ ЙЕФЕТА, ОБИТАЮЩИХ ПО COCEДCТВУ С POССИЕЙ/19:

[Иехезкель, 38:1—2]: И было слово Г-сподне ко мне: «Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог — главе Роша, Мэшеха и Туваля…»-Тора («Бэрэшит», 10:2) повествует, что тремя младшими сынами Йефета были Туваль, Мэшех и Тирас. В трактате «Йома» (10, а) о них сказаНо: Туваль — это Вэйт-Унайки, Мэшех — это Мусия, а о Тирасе раэделились мнения рабби Симай и мудрецов, — он говорит: «Это — Вэйт-Тирайки», они же говорят: «Это Персия.»

[Тора Тмима/2O, гл. Вэрэшит]: «Туваль — это Вэйт-Унайки». — В Иерусалимском Талмуде и в Мидрашах есть другая версия: вместо «Вэйт-Унайки» там написано «Битуния», что находится в Малой Азии на берегу Черного моря, «Мусия» же — область по соседству с Битунией.»

[Иосиф Флавий, «Древности», ч. I, гл.1]: «Тирас это русские, живущие на реке Бира, впадающей в море Горэн.»

Рабби Хисдай Ибн-Шапрут (выдающийся еврейский мудрец и политический деятель арабской Испании IX века) в своем послании к хазарскому царю назвал его «главой Роша, Мэшеха и Туваля», ибо государство его было расположено на юге России, и по преданию рабби Хисдай знал, что именно эти районы названы в книге Иехезкеля — «Рош, Мэшех и Туваль». Следует отметить, что в книге «Бэрэшит» эти имена чередуются от старшего к младшему, у Иехезкеля же порядок изменен, а вместо «Тирас» написано «POШ». Возможно, эта перестановка означает, что во времена Гога во главе будет стоять младший [как сказано у Даниэля о последнем маленьком роге; на иврите (Рош) глава].

В СВОИХ ПРОРОЧЕСТВАХ О ПРИХОДЕ ГОГА В ИЕРУСАЛИМ ПРОРОК УПОМИНАЕТ И НАРОДЫ ЕВРОПЫ, АЗИИ И АФРИКИ, КОТОРЫЕ ПРИДУТ ВМЕСТЕ С ПОТОМКОМ ЭДОМА:

[Иехезкель, 38:5—6]: «Парас, Куш и Пут — с ними, все со щитами и в шлемах. Гомэр и все отряды его, дом Тогарма с окраин севера и все отрядь! его, — народы многие с тобою.»

«Парас» — известен сегодня как Иран (Персия) . «Куш» — помимо народов Африки, этим именем

называют и Индию, население которой также является потомством Куша/21 .

«Пут» — Малбим поясняет, что это область, граничащая с Египтом.

[Бэрэшит, 10:3]: «А сыны Гомэра: Ашкеназ, Рифат и Тогарма.» Согласно Иосифу Флавию:

«Ашкеназ» — это Германия. «Рифат» — Бертония.

«Дом Тогарма» — десять народов, в состав которых входят болгары, венгры и другие народы, часть которых живет в бассейне Дуная.

КТО ТАКОЙ «ГОГ» И ЧТО У НЕГО ЗА ЦAPCТBO, ОКОНЧАТЕЛЬНО BЫЯСНИТСЯ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ПОВЕДЕТ ОН СВОИ ВОЙСКА НА ИЕРУСАЛИМ:

[Пояснения Малбима на книгу Иехезкеля, гл. 38]: Слова так сказал Б-г: «Разве ты не тот …» свидетельствуют, что имена «Гог» и «Магог» забудутся и никто даже знать не будет, что за народ в устах пророка был назван «Магогом», и что за царь, имя которого «Гог». И лишь когда пойдет он на Израиль, сбудутся слова пророка, и поймут — это и есть царь «Гог», о котором пророчествовали. А слова «в конце дней будет это: и приведу я тебя на землю Мою, дабы знали Меня народы, когда освящусь я через тебя пред глазами их, Гог!» означают, что в конце дней будешь ты «Гог», ибо только тогда и узнают, что ты и есть «Гог».

ПОСЛЕ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ВОЙНЕ, ГОГ ПОЙДЕТ НА ИЕРУСАЛИМ ТРИ РАЗА:

[Иехезкель, 38:7]: «Будь готов, готовь же себя к войне — ты и все толпы твои, собравшиеся к тебе, и будешь им стражем.»

[Пояснения Mалбимa к гл. 38 книги Иехезкеля]: «Есть у наших мудрецов предание: три раза пойдет Гог на Иерусалим, ибо приход его упоминается трижды: у пророка Иехезкеля — дважды (гл. 38 и гл. 39) , и один раз у Зехарии (гл. 14) .»

ЦАРСТВО ЗЛОДЕЯНИЙ НАСТУПАЕТ.

ПЕРЕД ПРИХОДОМ MAШИAXA РУССКИЕ ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ ПРИЧИНЯТ МНОГО СТРАДАНИЙ СТРАНАМ ВОСТОКА И СЫНАМ ИЗРАИЛЯ:

[Бзмидбар, 24:23—24]: … и сказал (Билам/22): «Горе живому, когда Б-г совершит это! Придут корабли от Китима и смирят Ашура, и смирят Эвера; но и сами они погибнут.»

«Придут корабли от Китима…» — Арамейский «Таргум Oнкелоса»/23 гласит: «Выйдут корабли из Рима». А «Таргум Ионатана»/24 добавляет: «Корабли, груженные оружием и многими людьми, выйдут из Лимбарнии/25 и других портов Италии и присоединятся к легионам, выступившим из Константинополя.»

«… и смирят Ашура, и смирят Эвера…» — Поясняет Ионатан: «И причинят муки ассирийцам и всем сыновьям Эвера/26 .»

«… но и сами они погибнут». — Поясняет Ионатан: «Но в конце концов они падут от руки царя Машиаха и уничтожены будут навечно.»

Ученики виленского Гаона передали от имени их наставника: «Когда корабли России пересекут проливы Босфор и Дарданеллы, одевайте праздничную одежду, ибо это — предзнаменование прихода Машиаха. » ,

ДАНИЭЛЬ ПPOPOЧECТBOBAЛ, ЧТО ПЕРЕД ПРИХОДОМ МАШИАХА БУДЕТ ИМЕТЬ MECТO CТOЛКHOBEHИE ЦАРЯ ЮЖНОГО С «СЕВЕРНОЙ ДЕРЖАВОЙ»:

[Даниэль, 11:40-42]: «А под конец (“когда избавление наше приблизится” — Раши) сразится с ним царь Южный, и бурей налетит на него царь СеBерный с колесницами, всадниками и множеством кораблей. И придет он в Страну Прекрасную (согласно комментаторам — в Святую землю) , и пострадают многие… И простерет он длань свою на многие страны, и земля Египетская не спасется.» Далее написано (12:1): «И встанет тогда Михаэль, князь великий, стоящий за сынов народа твоего, и настанет время бедствий, небывалых с того дня, как стали они народом, и до тех пор. и спасется в ту годину народ твой…»

СОГЛАСНО КНИГЕ «ЗОАР», АРАБЫ — СЫНЫ ИШМАЭЛЯ, БУДУТ ВОЕВАТЬ ПРОТИВ ЭДОМА НА МОРЕ, НА СУШЕ И ПОД ИЕРУСАЛИМОМ:

[Зоар, гл. Ваэра, 32]: «Разожгут сыны Ишмаэля жестокие войны в мире, и соберутся на них сыны Эдома, — будут воевать на море, на суше и под Иерусалимом, и покорят эти тех (т.е. сыны Эдома сынов Ишмаэля) , но Святая земля не перейдет в руки сынов Эдома».

НЕ ПОМОГУТ ЦАРСТВУ ЗЛОДЕЯНИЙ НИ БЕЗЖАЛОСТНЫЕ УКАЗЫ, НИ СОЮЗ С АРАБАМИ.

ПОСЛЕДНИЙ ПРАВИТЕЛЬ ЦАРСТВА ЗЛОДЕЯНИЙ БУДЕТ ЯРЫМ ВРАГОМ РЕЛИГИИ. ОН ПРИКАЖЕТ УБИВАТЬ КАЖДОГО, КТО ВЕРИТ В Б-ГА ИЗРАИЛЯ, ЗАПРЕТИТ ИЗУЧАТЬ ТОРУ И ИСПОЛНЯТЬ ЗАПОВЕДИ ЕЕ, — И ВСЕ ЭТО РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД СТАЛ ПОДОБЕН ПРОЧИМ НАРОДАМ МИРА:

[Мидраш » Агадол»/27 , гл. Бэмидбар, 24:23]: «… и сказал: “Горе живому, когда Б-г совершит это!” — Билам/28, увидев Четвертое царство, замыслившее уничтожить Израиль и отменившее праздники и субботы.., громким голосом закричал: “Горе живому, когда Б-г совершит это! ” — так как это будут муки прихода Машиаха.»

[Псикта-3утрата/29, гл. Балак]: «Сказали мудрецы: Рабби Хийя/30 наставлял свое поколение: Когда услышите: встал наглый царь, — не оставайтесь там (в его стране) , ибо установит он: Всякий, кто скажет “Б-г евреев един” — смерти будет предан!» и призовет: «Станем все единым народом!» — и запретит изучать Тору и отмечать праздники, субботы и новолуния. Ведь сказано: «… и замыслит он изменить времена их и закон, и будут они отданы в руки его на срок, сроки и пол срока.»

Рав Гай Гаон, отвечая на вопросы об избавлении, писал: «Эдом будет властвовать над Израилем не менее девяти месяцев…»

ЦАРСТВО ЗЛОДЕЯНИЙ ЗАКЛЮЧИТ СОЮЗ С АРАБАМИ, ПОТОМКАМИ ИШМАЭЛЯ:

[Даниэль, 2:40-42]: «А четвертое царство будет сильным, подобно железу; и словно железо, что плющит, крошит и разбивает все, оно, что железо всесокрушающее, всех разобьет и сокрушит. А то, что видел ты ступни и пальцы из глины гончарной и железа, так это к тому, что царство это будет разделено, и крепость его будет, что видел ты, — крепостью железа, смешанного с гончарной глиной. И как пальцы ног частью из железа, а частью из глины, так и царство это частью будет прочным, а частью хрупким.»

В Мидраш «Даниэль» поясняется, что эти стихи описьшают царство Ишмаэля, сравниваемое с глиной, и царство Эдома, более сильное.

[Даниэль, 2:44]: «И во дни тех царей установит Б-г небесный царство, что вовеки не разрушится и власти другому народу не передаст.»

1. Рабби Авраам Ибн-Эзра — иэвecтнвй ученый, комментатор, критик, поэт и философ. Родился в 1092 г. в Толедо (Испания) .Его комментарий к Танаху считается одним из самых авторитетных. Является автором 180 трудов, в т.ч. по грамматике священного языка (языка Танаха) , по религиозной философни, математике, астрономни, поэзии и др. Умер в 1167 году в г. Капора (Испания) .

2. Рабби Ицхак Абарбанель (1437—1508) — один из выдающихся комментаторов Танаха и видный государственный деятель. Родился в Лиссабоне. Будучи еще молодым, был приглашен королем Португалии Альфонсом на должность министра финансов, но после смерти короля в 1481 г. из-за интриг при дворе был вынужден покинуть Португалию. Вскоре после приезда в Испанию занял должность министра финансов при дворе короля Фердинанда и cтал главой еврейской общины. Когда в 1492 году был издан указ об изгнании евреев из Испанни, Абарбанель оставил cтрану во главе колонны изгнанников, не откликнувшись на многочисленные просьбы короля и королевы остаться. Поселившись в Неаполе, стал финансовым советником при королевском дворе. Несмотря на занимаемые им высокие государственные посты, много трудился над изучением Торы. Плодом этого труда стал замечательны комментарий к Танаху, законченный им в Неаполе.

3. Иосиф Флавий — жил в период разрушения Второго Храма (68 г. н.э.) .Его книги «Древности» и «Иудейская война» содержат богатые материалы об исторических и политических событиях того времени, чем пpeдcrавляют собой большую ценность для исследоватeлeй периода Второго Храма.

4. Интересно заметить, что даже неевреи замечали контраст между сущностями Израиля и Рима. Немецкий философ Фридрих Ницше писал в своей книге «Генеалогия нравственности»: «… А телерь перейдем к заключению. “Добро” и “зло” — суть две противоположные ценности. Они ведут на Земле непримиримую войну, длящуюся вот уже тысячелетия… Об этой войне мы узнаем из Писания, что возвышается над любой летописью бытия, доступной чтению. И вот символ ее: Рим против Иeуды, Иеуда против Рима. Во все времена человечество не ведало явления более грандиозноro, чем эта война, не задавалась вопросом более вaжным, не знала более смертельной Bpажды, чем вражда этих противоположностей… Рим воспринимал еврея, как противоречие природы, как бы ее “нечистой силой”; Рим винил еврея в “ненависти ко всему миру” и справедливо, но лишь до тех пор; пока мы считаем справедливым ставить избавление рода человеческого в зависимость от неограниченной власти над миром ценностей аристократии, ценностей Рима…»

5. Рабби Иешая Дитрани (1280 — 1340) — знаменитый талмудист, живший в Южной Италии.

6. Рав Саадия Гаон (882—920) — выдающийся талмудист и ученый, живший в Вавилонии.

7. Царь ханаанский — Иосиф Флавий («Древности», гл. 1) приводит мнение, утверждающее, что древние ханаанейцы, населявшие Эрец Исраэль, являются предками славян.

8. Гaoны — еврейские ученые, руководившие вавилонскими ешивами в эпоху после составления Талмуда.

9. Сведения, которыми обладали древнееврейские мудрецы, являются неотъемлемой частью устной Торы, а «гаоны» — звено в непрерывной цепи передачи устной Торы, полученной Моше Рабейну на горе Синай вместе с письменной Торой, как то говорится в трактате «Поучения отцов» (гл. 1):

«Моше (1392—1272 гг. до н.э.) получил Тору (всю — письменную и устную) на горе Синай (в 1312 г. до н.э.) и передал ее Иеошуа (1354—1244 гг. до н.э.) , Иеошуа — старейшинам (период которых продолжался с 1244 по 889 гг. до н.э.) , старейшины — пророкам (с 889 по 352 гг. до н.э.) , а пророки передали ее мужам Великого Собрания (с 352 по 312 гг. до н.э.)»

Мужи Великого Собрания передали Тору составителям Мишны (с 312 г. ЦQ н.э. по 218 г. н.э.) , составители Мишны — составителям Талмуда (с 218 по 636 гг.) , а составители Талмуда передали ее «гаонам» (с 636 по 1140 гг.) .

10. Эдом — от слова (адом) — красный.

11. Элияу Зута — сборник, составленный наряду со сборником «Элияу Раба» равом Ананом, амоpoй, жившем в 3-ем веке в Вавилонии. в основу этих сборников легли беседы автора с пророком Элияу.

12. Иешуат Яаков — комментарии к «Элияу Раба» и «Элияу Зута». Составлены одним из выдающихся авторитетов Торы последних столетий рабби Яаковом-Мешуламом Opeнштейном (1775—1839) .

13. Швуот — трактат Талмуда, посвященный в основном разбору законов, связанных с клятвами.

14. Мэшех и Туваль — трудно установить сегодня, что это за народы.

15. Римская империя первая сделала христианство государственной

религией. Оттуда оно распространилось также на германские и другие племена, поселившиеся в Европе. Поэтому наши комментаторы отмечают, что все народы Европы получили общее имя «Эдом» через христианство.

16. Долина Иеошафата — находится в Иерусалиме между Храмовой и Масличной горами.

17. Йефет — второй сын Ноаха, спасшегося со своей семьей от потопа.

18. Элияу Раба — см. выше прим. 11.

19. Названия народов, а также географические названия, указанные в этом разделе, — древние, поэтому трудно точно установить сегодня, какие именио народы и географические названия имеются в виду.

20. Тора Тмима — Cборник цитат из Талмуда и Мидрашей, поясняющих стихи Торы, и комментарии к ним. Составлен в 1902 Г. Барухом Алеви Эпштейном, жившем в Пинске.

21. Куш — в трактате «Санэдрин» (108,а) roворится, что внук Ноаха по имени Куш был чернокожим.

22. Билам — см. ниже прим. 28 к зтой же главе.

23. Онкелос (2-ой век) — племянник римского императора Адриана, принявший еврейство и ставший одним из ведущих мудрецов Торы; автор расширенного перевода Торы на арамейский язык, названного по его имени «Таргум Онкелоса». Предание рассказывает, что император Адриан, узнав о поступке своего племянника, спросил, кто позволил ему сделать зто. Онкелос ответил: «Ты сам разрешил мне. Ведь ты дал мне совет заняться торговлей и искать товары, которые сегодня не в цене, в надежде на то, что в будущем они подорожают. Я объездил много стран и не нашел товара, на который есть спрос меньший, чем на Тору. Потому я и постарался приобрести ее как можно больше, и уверен, что в конце концов она вздорожает.»

После разговора с дядей Онкелос вернулся к занятиям. Не желая смириться с поступком племянника, Адриан велел арестовать его. Однако ни один из отрядов солдат, посланных за ним, не вернулся: Онкелос убедил их всех принять еврейство. Последнему отряду император дал указание не вступать с ним ни в какие разговоры. Солдаты схватили Онкелоса и выволокли из комнаты. Увидев у двери мезузу, он поцеловал ее и улыбнулся и на вопрос солдат, почему он так сделал, ответил: «Как же не улыбнуться, когда мир устроен так, что земной властелин сидит внутри здания и слуги охраняют его снаружи, а у Властелина Мира, Всевышнего, благословен Он, слуги Его находятся внутри, Он же охраняет их снаружи?!»

Солдаты вступили с ним в прения и в конце концов тоже приняли еврейство. 24. Ионатан — он же Ионатан Бен-Узиэль, тана, живший во второй половине 1-го века; автор «Таргум Ионатана», pacширенного арамейского перевода Торы и книг пророков, npeдшествовавшего «Таргуму Oнкелоса». В своих трудах Ионатан раскрыл много тайн Торы, полученных им по преданию от пророков.

25. Лимбарния — с трудом можно установить, какое место имеет в виду «Таргум»; возможно, что это Ломбардия (область в Сев. Италии) .

26. Эвер — праправнук Ноаха. Под сыновьями Эвера подразумевается и еврейский народ, поскольку Авраам является его потомком.

27. Мидраш «Агадол» — большой сборник преданий устной Торы, комментирующих письменную Тору. Отредактирован в Йемене рабби Давидом Аль-Адени.

28. Билам (он же Валаам) — один из нееврейских пророков, упомянутых в Торе. Враги Израиля наняли его, чтобы проклясть избранный народ, однако не в силах преступить волю Б-га, Вилам, вместо того, чтобы проклясть, благословил его. В благословении Билама содержится и пророчество о приходе Машиаха.

29. Псикта-Зутрата — комментарии к Торе, составленные в 11-oм веке в Греции рабби Товией Бар-Элиэзером.

3О. Рабби Хийя — амора, живший в Эрец-Исраэпь в середине 3-го века.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»