Из цикла «В конце дней», темы: Конец времен, Тшува, Войны, Машиах, Народы мира, Галут, Упование, Атеизм, Рафаэль аЛеви Айзенберг, Геула, Связь с Творцом
[Трактат «Санэдрин», 97 ,а]: «Сказал рабби Ицхак[1]: “До той поры сын Давида не придет, доколе все страны не встанут на путь неверия”. Сказал Рава[2]: “Где Тора намекает на это? — Здесь (Ваикра, 13:13): “Если покроет проказа все тело его, то признает он язву чистою: если превратилась вся в белую, — он (прокаженный) чист.” — Поясняет Раши: “Если превратилась вся в белую, — он чист”, — когда проказа покроет все тело, — и так же: когда все страны обратятся в неверие, придет избавление.”
[Трактат “Сота”, 49,б]: “Перед приходом Машиаха все государства погрязнут в неверии, и не будет упрека. ” — Поясняет Раши: “Не найдется человека, который мог бы упрекнуть людей и показать им злые поступки их, ибо все погрязнут в грехах, и потому когда один упрекнет другого, тот скажет ему: “Ведь ты такой же.”
[Мидраш “Шир-Аширим”З, гл. 2]: “Сказал рабби Янай[4]: “Увидишь поколение за поколением бранящих и поносящих имя Б-га, — жди шагов царя Машиаха. Написано (Теиллим, 89:52): “… бесчестят враги твои, Г-споди.., бесчестят шаги Машиаха Твоего!” — Что следует далее? — “Благословен Г-сподь вовеки. Амен и амен!”
ЕВРЕИ, В КОНЦЕ ДНЕЙ COБPABШИECЯ В ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ, БУДУТ В ОСНОВНОМ ИЗ КОЛЕНА ИЕУДЫ. ОНИ-ТО И ЗАХОТЯТ СТАТЬ ПOДOБHЫMИ ВСЕМ НАРОДАМ МИРА.
ВО ВРЕМЯ “КИБУЦ ГАЛУЙОТ” СКАЖУТ ЕВРЕИ: “БУДЕМ КАК ДРУГИЕ НАРОДЫ”. И НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО BCEBЫШНИЙ СДЕЛАЕТ ДЛЯ НИХ МНОГО ЧУДЕС, БУДУТ УПРЯМО ОТВЕРГАТЬ ЕГО И ТВЕРДИТЬ: “НЕТ, НЕ Г-СПОДЬ СДЕЛАЛ ВСЕ ЭТО”:
[Иешаяу, 48:1—2]: “Слушайте, дом Яакова, именем Израиля называющиеся и от источника Иеуды происшедшие, клянущиecя именем Г-спода и памятующие Б-га Израиля не по истине и не по правде. Ибо “происходящими из святого города” называют они себя и на Б-га Израиля полагаются…” — Поясняет рабби И. Кара: “Они полагают, что коли живут в Иерусалиме, одно это поможет им спастись от бед.”
Там же, далее, написано ( 4—8): “… знал Я: упрям ты, и шея твоя — жила железная, и лоб твой — медный. И говорил тебе прежде, — ранее, чем свершилось это, Я возвещал тебе… И не слышал ты, и не знал ты, и издавна не было открыто ухо твое, ибо знал Я, что весьма вероломен ты, и от утробы материнской назван ты преступником.” — Поясняет рабби И. Кара: “Почему Я говорю об избавлени: И прежде, чем оно придет? — Потому что знал Я, насколько упрям ты: если бы Я не сказал Тебе об избавлении ранее, чем придет оно, ты приписал бы его себе и сказал бы: “Нет, не Г-сподь сделал все это”. Знал Я: предашь и не будешь верить в силу Всевышнего…”
ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК, В КОМ ЕСТЬ ГОРДЫНЯ, — ВО ВЛАСТИ ,“ЕЦЕР-АРА” (ДУРНЫХ ПОБУЖДЕНИЙ), И ПОТОМУ ЕМУ УДОБНЕЕ БЫТЬ НЕВЕРУЮЩИМ, ЧТОБЫ, НЕ БОЯСЬ НАКАЗАНИЯ CBЫШE, УДОВЛЕТВОРЯТЬ СВОЮ ПОХОТЬ:
[Oрхот хадиким[5], гл. Надменность]: “… Надменный забудет своего Создателя, как сказано (Дварим, гл. 8): “Когда… всего у тебя будет вдосталь, да не станет надменным сердце твое и не забудь Г-спода, Б-га твоего… Не скажи в сердце своем: “Сила моя и крепость руки моей дали мне это богатство”. Помни Г-спода, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, чтобы исполнить тебе завет Свой, о котором Он клялся отцам твоим…”
[Трактат “Сота”, 5,а]: “Рав Хисда[6] сказал: “О всяком человеке, в ком есть гордыня, так говорит Г-сподь: “Я и он не сможем жить в мире”, как сказано (Теиллим, 101:5): “… того, чье око высокомерно и сердце надменно, не потерплю.”
РАЗГУЛ СТРАСТЕЙ ТОЖЕ ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ ВЕРЫ, ТАК КАК ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ СТРАСТЕЙ СО СПОКОЙНОй СОВЕСТЬЮ, ЧЕЛОВЕК ВЫНУЖДЕН САМОГО СЕБЯ УБЕДИТЬ, ЧТО НЕТ СУДЬИ И НЕТ СУДА:
в Торе сказано (Бэмидбар[7], 15:39): “… и не следуйте за сердцем вашим и за глазами вашими, ведущими вас к блудодеянию.”
Талмуд объясняет (трактат “Брахот”, 12,б): “За сердцем вашим” — это о неверии. и так говорится (Теиллим, 14): “Сказал негодяй в сердце своем: “Нет Б-га!..” А арамейский “таргум”[8] этих слов гласит: “Нет власти Б-га на земле!”
Удивительно: Талмуд связывает неверие с “сердцем”, хотя, казалось бы, вера или неверие — вопрос мировоззренческий?! Однако это утверждение вытекает из псалма: “Сказал негодяй…” — Где? — Именно в “сердце своем” — источнике чувств: чтобы без угрызений совести удовлетворить свои страсти, негодяй самого себя убеждает, что Б-га нет, и так приходит к атеизму.
[Коэлет[9], 7:26]: “И нахожу я, что горше смерти женщина, ибо западня — она, и сердце ее — тенета, а руки ее — оковы. Угодный Б-гу от нее убежит, а грешник — ей попадется.” — Праведный человек властвует над своим сердцем и страстями и с радостью принимает веру в Б-га, но для человека, подвластного сердцу и страсти, “западня она, и сердце ее — тенета”. Значит, если сердце попало в сеть страстей, уже это приводит человека к безверию.
[Трактат “Санэдрин”, 63,б]: “Сказал рав Иеуда со слов Рава: “Знали израильтяне о никчемности идолов, но поклонялись им лишь затем, чтобы позволить себе публичный разврат.”
[Зoар xaдaш[10], гл. Бэpэшит[11] ]: “… и придут дни, когда все будут дерзкими и наглыми, и забудется Тора в Израиле, — не будет ни ищущего, ни требующего ее, а побудившего свое сердце к ней — опозорят и не сочтут за человека.”
[Трактат “Сота”, 49,б]: “Перед приходом Машиаха… “дом собрания станет домом разврата… и лицо поколения подобно собачьему.” — Поясняет Раши: “Подобно собачьему” — и в самом деле будут подобны псам, ибо не устыдятся друг друга.” (Отсюда: даже если в “доме собрания” будет разврат, не устыдятся они и того. )
[Трактат “Санэдрин”, 97,а]: “Рабби Иеуда говорит: “В поколении, когда придет Машиах… мудрецов подвергнут позору, боящиеся греха будут презренны и правда будет отсутствовать, как сказано (Иешаяу, 59:15): “И будет правда отсутствовать, а отошедший от зла — безумствовать.” — Спросили мудрецы: “Что значит “безумствовать”? — Сказал рабби Шила[12]: “Всякий, от зла отошедший, — безумец в людских глазах.” — Поясняет Раши: “Все гoворят о нем: он сумасшедший.”
[XAГАЙ[13], 1:5]: “И ТЕПЕРЬ СКАЗАЛ ГОСПОДЬ: ..ОБРАТИТЕ СЕРДЦА BAШИ К ПУТЯМ BAШИМ: СЕЕТЕ МНОГО — СОБИРАЕТЕ МАЛО, ЕДИТЕ — И НЕ НАСЫЩАЕТЕСЬ, ПЬЕТЕ — И НЕ УТОЛЯЕТЕ ЖАЖДУ, ОДЕВАЕТЕСЬ — НО НЕТ ТЕПЛА НИКОМУ, А НАНИМАЮЩИЙСЯ ЗАРАБАТЫВАЕТ ДЛЯ ДЫРЯВОГО КОШЕЛЬКА.”
Из трактата “Санэдрин” (97—98) следует, что такое положение создастся не только по вине властей, пренебрегающих народом, но и по вине самого народа: ведь “виноградник даст плоды” и страна будет в изобилии, и все же: не дадут милостыни бедным и не услышат упрека, — потому (Раши): “… вино будет дорого, ибо не будет благословения на самих плодах.”
Там же написано: “Как понять слова (Зехария[14] , 8:10): “… ни выходящему, ни приходящему не будет покоя из-за притеснений”? — Сказал Шмуэль[15]: “Они говорят о том, что сравняются все цены.” Поясняет Раши: “Сравняются” — ибо все цены будут расти в одинаковой мере”; другое пояснение: “сравняются” — оттого, что все будет дорого.” — Даже когда все будет в изобилии, все равно влекомые пристрастием к наживе торговцы не снизят цен. и еще: из-за пристрастия к наживе и зависти друг к другу все будет дорого, — так толкует Шмуэль слова “ни выходящему, ни приходящему (приобрести то, что ему необходимо) не будет покоя из-за притеснений, и нашлю я всех людей — каждого на ближнего своего”. Каждый вздувает цены, стремясь отнять у ближнего все возможное, и каждый завидует ближнему свoeму, коли тот имеет более него, и даже когда всего вдосталь и цены, казалось бы, надо снизить, не сделают этого, а будут искусственно повышать их, ибо каждый будет стремиться притеснить другого.
[Бэрэшит-Раба[16], гл. 42]: “Сказал рабби Эльазар Бар-Авина[17]: “Когда увидишь: множество государств пошли войной друг на друга, — жди прихода Машиаха.” ,
[Ялкут-Шимони, Иешаяу, гл. 60]: “Сказал рабби Ицхак: “В год, когда появится царь Машиах, правители народов развяжут войны один против другого .., и паника охватит все народы… Израиль будет в таком замешательстве, что в ужасе возопит: “Что делать нам?… Как спастись?…”
ОЧЕВИДНО, ПРИЧИНОЙ ЭТИХ ВОЙН БУДУТ В ОСНОВНОМ НАДМЕННОСТЬ И ПРИСТРАСТИЕ К HAЖИВЕ ТАК КАК ИЗВЕСТНО: ДАБЫ УМНОЖИТЬ ГРАБЕЖИ И ВОЙНЬ!, НАДМЕННЫЕ И НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ НАЖИВЫ ЛЮДИ ОТРИНУТ И СУД И СУДЬЮ:
[Теиллим, 10:3—7]: “… кичится нечестивый вожделениями души своей; грабитель хвалится, хулит Г-спода. И говорит нечестивый в надменности своей: “Не взыщет Он! Нет Б-га!” — вот и все помыслы его. Преуспевает он на путях своих во всякое время, суды Твои высоки и далeки от него, всех врагов своих сдувает он. Сказал он в сердце своем: “Не пошатнусь вовеки, ибо не будет мне зла”. Полны уста его проклятьями, обманом и фальшью; под языком его — ложь и несправедливость.”
[Теиллим, 14:1—2]: “Сказал негодяй в сердце своем: “Нет Б-га!” — Губили, гнусности совершали, нет творящего добро. А Г-сподь с небес взирает на сынов человеческих, дабы увидеть: есть ли разумный, ищущий Б-га?”
[Теиллим, 94]: “Доколе нечестивым, Г-споди, доколе нечестивым ликовать? Разглагольствуют, говорят заносчиво, похваляются все, творящие беззаконие. Народ Твой, Г-споди, притесняют, и наследие Твое мучают. Вдову и пришельца убивают, сирот умерщвляют . и говорят: “Не увидит Г-сподь, и не уразумеет Б-г Яакова “. Поймите же, невежды из народа! Глупцы, когда вы образумитесь? Неужели Создавший ухо не услышит и не увидит Сотворивший глаз?! Неужели наказьшающий народы вас не покарает, Он, дающий человеку знание?!”
[Орхот цадиким, гл. Надменность]: “… Надменный забудет своего Создателя, как сказано (Дварим, 8:14): “… да не станет надменным сердце твое и не забудь Г-спода, Б-га твоего…” Гордец гонится за богатством, дабы возвыситься над другими людьми; и так он вязывается в распри, а итог распрей — зависть и ненависть… Высокомерие ведет к вожделениям, ибо сердце высокомерного жаждет всего… и, когда он не сумеет достичь желаемого, пойдет и на кражу, и на грабеж.”
[Трактат ” Авoдa-зapa"[18], 2, б]: “… и будет оно пожирать землю всю, и истолчет, и искрошит ее” (Даниэль[19], 7:23) .-Сказал рабби Иоханан: “Это — злодеи, наследники Рима, чья природа овладевает всем миром.” (Отсюда видно: всем миром овладеет, словно болезнь, порок Царства Злодеяний — “и мечом своим будешь жить”[20].)
[Мидраш “Бэрэшит”, гл. 5]: “Сказанo (Даниэль, 7:8): “… были глаза, пoдoбныe человеческим, и уста, говорящие высокомерно. ” — Это Царство Злодеяний, собирающее дань со всех народов мира и смотрящее злым глазом на богатства людские.”
[Дaниэль, 7:21]: “Видел я: рог этот воевал со святыми и побеждал их…” Поясняет Мецудат-Давид: “Рог этот” — Царство Злодеяний; “святые” — это Израиль.”
[Теиллим, 14:1]: “Сказал негодяй в сердце своем: “Нет Б-га! ” — Губили, гнусности совершали, нет творящего добро…” — Поясняет рабби Иосеф Явец[21]: “Этот и следующий за ним псалм говорят о последнем галуте. Сказали мудрецы: “Сказал негодяй в сердце своем” — это злодей Эсав, и не только он сам, но и все потомки его и все негодяи всех поколений, что словно Эсав, следуют лишь вожделениям своих сердец.”
[Мидраш “Теиллим”[22], 14]: “Сказал негодяй в сердце своем” — это злодей Эсав. — Но почему он назван негодяем? — Сказал рав Иеуда со слов Шмуэля: «Ибо весь мир заполнил скверной: построил дома терпимости, дома легкомыслия, цирки и дома идолопоклонства[23] “. Рав Гуна[24] сказал: “Ибо заполнил весь мир трупами евреев, как сказано [Теиллим, 79:2]: “Отдали трупы рабов Твоих на пожирание птицам небесным, плоть благочестивых Твоих — зверям земным.”
“ПРЕДРОДОВЫМИ МУКАМИ” ПРИХОДА MAШИAXA БУДУТ ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ, КОГДА НАД ИЗРАИЛЕМ БУДЕТ ВЛАСТВОВАТЬ ЦАРСТВО ЗЛОДЕЯНИй:
[Трактат “Санэдрин”, 98, б]: “Сказал Рабби[25]: “Не придет сын Давида до той поры, пока Царство Злодеяний не подчинит своей власти Израиль на девять месяцев, как cкaзанo (Миха, 5:2): “Поэтому предаст Он их до времени, пока не родит роженица. И остальные братья возвратятся к сынам Израиля.”
[Зоар, гл. Шэмот[26]: “Много нечестивых евреев придут вместе с другими народами, чтобы воевать против Иерусалима. “
[Даниэль, 11:44—45]: “… и выйдет он (царь Северный) в ярости великой, дабы уничтожать и губить многих. И раскинет он шатры свои дворцовые меж морем и горою Святилища прекрасного, но придет он к концу своему, и никто уже не поможет ему.”
[Там же, 12:1]: “И встанет тогда Михаэль, князь великий, стоящий за сынов народа твоего, и настанет время бедствий, небывалых с того дня, как стали они народом, и до тех пор.”
[Мидраш “Даниэль”27, 12:1]: “… и настанет время бедствий, небывалых с того дня, как стали они народом, и до тех пор” — вот муки, предшествующие появлению Машиаха. Как самой болезненной минутой для роженицы являются сами роды, после чего наступает долгожданный радостный покой, так и у Израиля: сразу же после наисильнейших бедствий, которые, казалось бы, нет сил вынести, придет долгожданное избавление, покой и счастье. Так же сказал и Ирмияу, когда в пророческом видении увидел мучения перед приходом Машиаха (Ирмияу, 30:5—7): “… крик ужаса услышали мы; страх, и нет мира. Расспросите и посмотрите — рожает ли мужчина? Так почему же вижу Я у каждого мужчины руки словно у роженицы на чреслах его, и лица у всех позеленели? Увы! Велик день тот, нет подобного ему! Это час бедствия Яакова (Израиля) , и в нем же его избавление.”
Выдающийся еврейский ученый последнего столетия Хафэц Хаим (1839—1933) из городка Радин[28] так писал о знамениях ближущегося избавления в книге “Шем Oлам” (Вечное имя): “Теперь, когда все более и более растет нужда, удивится в сердце своем всякий человек: “Что это сотворил Г-сподь на земле? и чем все это кончится? Уже нет сил терпеть бедствия и нужду , растущую изо дня в день! ” Но, задумавшись по-настоящему, найдет в происходящем утешение, ибо известны слова виленского Гаона[29], — да будет благословенна память его, — что дни галута подобны месяцам беременности, а конец галута — пoслeдним часам предродовых мук. Когда у женщины боли усиливаются настолько, что нет сил терпеть, тогда утешит ее акушерка, что мучения уже не продлятся долго, и скажет ей: “Не бойся, это признак — вот-вот родится!” Так и здесь. Пока бедствия не умножались, мы могли думать, что “беременность” продлится еще долго, но теперь, когда беды становятся столь тяжкими, что невозможно их вынести, остается надеяться на Всевышнего, благословенно имя Его, что скоро — избавление. Ведь мы видим воочию, как исполняются знамения предстоящего избавления, указанные в трактате “Санэдрин”. Упомянем некоторые из них: “Когда увидишь поколение, на которое беды изливаются рекой, — жди его!” Сказано: “Перед приходом Машиаха не будет заработка ни у человека, ни у скотины , и, на самом деле, мы наблюдаем, как с увеличением средств пepeдвижeния и техники уменьшается потребность и в людской силе и в рабочем скоте, и поэтому многие ходят без работы. Еще сказано там: “Даже у изучающих Тору, о которых написано: “Велико благополучие любящих Тору Твою, и нет им преткновений”, не станет благополучия из-за всеобщих бедствий”. и это сбылось. И сказано там еще: “В поколении, во времена которого придет сын Давида, юноши устыдят старцев,.. уменьшится число знающих Тору,.. переведется последний грош в кармане,.. а нанимающийся зарабатывает для дырявого кошелька.”
[Рукописи Рамбана, стр. 286]: “А в конце царствования их, во главе злодеев — наследников Рима, встанет дерзкий царь. и в конце гнева Его, когда не останется сил у Израиля, будет тот царь разбит, как сказано (Даниэль, 12:7): “… когда иссякнут силы народа священного, закончится все это.”
[Дварим, 32:36—39]: “Ибо будет судиться Г-сподь за народ Свой и о рабах Своих переменит решение, только увидит, что их рука ослабела и нет защищенного, нет поддержанного. И скажут враги: “Где Б-г их, Твердыня, на которую так полагались они.. ? Пусть Он встанет, пусть вам поможет, пусть будет покровом для вас!” — Смотрите же ныне: Я — это Я, и нет бога, кроме Меня: Я умерщвлю и Я оживлю, Я поразил и Я исцелю, — и никто от руки Моей не избавляет.”
[Даниэль, 12:7]: “Когда конец сокровенному?” …”когда иссякнут силы народа священного, закончится все это. ” — Поясняет Раши: “Когда не станет сил, прежде позволяющих побеждать врагов, и будут слабы и беспомощны, — тогда придет Машиах. “
[Поучения рабби Элиэзера[З0], гл. 3]: “Рабби Иеуда говорит: “Израиль будет избавлен только в том случае, если совершит “тшуву?”, — но придет он к этому лишь через бедствия, скитания и голод…”
ПОЧУВСТВОВАВ ПРИБЛИЖЕНИЕ СМЕPТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ, ЕВРЕИ, ПОТЕРЯВШИЕ ВЕРУ, ОБРАТЯТ СВОИ ВЗОРЫ К “ДРУЖЕСТВЕННЫМ” НАРОДАМ, ОДНАКО НАКАНУНЕ ИЗБАВЛЕНИЯ ИССЯКНУТ ВСЕ ИЛЛЮЗИИ: В ГОДИНУ САМЫХ ТЯЖКИХ БЕДСТВИЙ НИ ОДИН НАРОД НЕ ПРИДЕТ НА ПОМОЩЬ ИЗРАИЛЮ:
Пророк Ошеа аллегорически описывает, как разочаровавшийся в “друзьях” Израиль возвращается к Б-гу (Ошеа, 2:2,9): “И соберутся сыны Иеуды и сыны Израиля… И помчится Она за любовниками своими, но не догонит их; и будет искать их, но не сыщет; и скажет: “Пойду я и возвращусь к первому мужу моему, ибо было мне тогда лучше, чем теперь.”
[Пояснения Рамака[З1] на “Зоар” (Бэрэшит, 119) ]: “И соберу все народы на войну против Иерусалима”. — Поскольку евреи создали свое государство, то все народы превратятся во врагов Израиля и заключат между собой союз, чтобы уничтожить его, и тогда настанет “час бедствия Яакова”, но не смогут сломить, ибо “в нем же его избавление.” (Из слова “превратятся” понятно, что в этой войне примут участие даже народы, прежде дружелюбные к евреям.)
Из главы «Ваэра” этой же книги следует, что народы поставят уничтожение Израиля своей целью после того, как Царство Злодеяний победит всех своих врагов и среди народов мира не останется у Израиля никого:
«В те времена на краю Земли пробудится один народ и встанет против Царства Злодеяний, наследника Рима, и будет воевать с ним три месяца. И соберутся народы, но будут они преданы в руки его, и после этой победы Царство Злодеяний соберет все народы, дабы уничтожить Израиль.”
[Мидраш «Теиллим”, 20:2]: «Ответит тебе Г-сподь в минуту бедствия”. — Отец и сын шли дорогой, и сникший от усталости сын спросил у отца: «Когда же, наконец, придем в город”? — Ответил ему отец: «Сынок, запомни: увидишь перед собой кладбище, знай, что город неподалеку”. — Так и Всевышний говорит нам: «Как увидите, что бедствия покрывают вас грядет избавление.”
[Ялкут-Шимони, Ошеа, 533]: «Спросил Израиль у Всевышнего, благословенно имя Его: “Когда Ты избавишь нас?” — Ответил им Всевышний: “Только лишь опуститесь на низшую ступень — я избавлю вас”, как написано (Теиллим, 44:26): “… унижена до праха душа наша, прильнуло к земле тело наше”, а вслед за этим написано: “Встань на помощь нам и выручи нас ради милости Твоей!” Сказал Всевышний: “Все зависит от вас: роза, расцветая, обращает сердцевину к небу; так и вы, совершив “тшуву” и обратив сердца свои к небесам, будете подобны розе, — тогда я и избавлю вас.”
“Почему Гогу дано будет право сразить Машиаха Бен-Иосефа[ЗЗ]? — Дабы поразить сердца евреев, не обладающих полнотой веры, ибо скажут после этого: “Вот, был человек, которого мы ждали, и умер он, значит, уже не будет избавления”, — и покинут союз Израиля. Это о них сказано (АмосЗ4, 9 ;10): “От меча погибнут все грешники народа Моего, говорящие: “Нет, не постигнет, не грядет на нас бедствие это!” Оставшиеся же в Иерусалиме будут очищены и удостоятся избавления.”
[Ялкут-Шимони, ШMУЭЛЬ[З5], 106]: “Сказал рабби Шимон Бар-Иохай[З6]: “Три вещи презрел Израиль в дни царя Рехавама[З7]: царство Всевышнего, царство дома Давида и Храм”. Сказал рабби Шимон БенМенасия[З8]: “Не оповестят Израиль об избавлении, пока не попросят вернуть всех трех, как сказано ( Ошеа, 3:5): “Потом раскаются сыны Израиля и будут искать Г-спода, Б-га своего, и Давида, царя своего, и вострепещут пред Г-сподом и благом Его в конце тех дней. ” — Поясняет Раши: “Благом Его” это Храм.”
[Мидраш “Танхума”, гл. Бэхукотай]: “Рабби Элиэзер говорит: “Если не совершат “тшуву” по воле доброй, то Всевышний поставит над ними грозного правителя, указы которого будут безжалостными, как указы Амана[З9] .Он покорит их, и тогда совepшaт “тшуву”, как написано (Иешаяу, 59:19): “… когда нагрянет рекой враг…” — и сразу же после этого написано: “И придет избавитель Циона.” (Из слов “указы которого будут безжалостными, как указы Амана”, следует, что целью его будет полное уничтожение еврейского народа. )
[Рамбам, “Законы царей”, гл. 11, зак. 1]: “Царь Машиах встанет и возвратит царству Давида былую власть, отстроит Храм и соберет изгнанников Израиля. В те дни восстановятся все законы Торы: будут приносить жертвоприношения, а также соблюдать “шмиту” (год 7-oй) и”йовель”(год 50-ый)[40] . Всякий неверящий в его приход или неждущий его, отрицает не только остальных пророков, но и Тору, и Моше Рабейну, ибо Тора свидетельствует о нем, как сказано (Дварим, 30:3—4): “И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих и смилостивится над тобою, и вновь соберет тебя изо всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой. Даже если будут заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя”. Эти слова Торы включают в себе все пророчества всех пророков. В главе “Балак” также имеется пророчество и там говорится о двух Машиахах: о первом — Давиде который избавил Израиль от руки врагов, и о последнем Машиахе, который встанет из его потомков и избавит Израиль в конце дней. Там сказано (Бэмидбар, 24:17—18): “Вижу его, но он не ныне” — это Давид, “смотрю на него, но издали” — это царь Машиах; «Взойдет звезда от Яакова” — это Давид, «и встанет скипетр от Израиля” — это царь Машиах; «И сокрушит пределы Моава[41] ” — это Давид, «и разгромит всех сынов Шета[42] ” — это царь Машиах; «И будет Эдом[43] подвластен” — это Давид, как сказано: «… и были эдомитяне рабами Давиду”, а «и будут подвластен Сеир[44] врагам своим, — Израиль одолеет их” — это царь Машиах, как сказано (Овадия[45], 1:21): «И взойдут спасители на гору Цион судить гору Эсава; и будет Г-споду — царство.”
[Цфания, 3:1—9]: «Горе непокорному и оскверненному городу этому — легковерному! Не слушал он голоса, не принял назидания, на Г-спода не полагался… Сановники его — львы рычащие, судьи его — волки вечерние, и кости не оставят до утра… Г-сподь праведный с ним, не свершит несправедливости; каждое утро в свете являет Он суд Свой, не оставляет, — но не знает стыда грешник… “Истребил я Hapoды,.. разорены города… Думал Я: верно, будешь бояться Меня, примешь назидание, дабы не было разрушено жилище и не случилось все, что я определил тебе; но вы поспешили испортить деяния свои. Потому: ждите Меня, — слово Г-спода, — до того дня, когда встану я для разорения народов, ибо приговор Мой — собрать народы, собрать царства, дабы излить на них гнев Мой, пыл ярости Моей, ибо огнем гнева Моего будет пожрана вся страна. Ибо тогда изменю я язык народов и сделаю его чистым, дабы все призывали имя Г-спода, дабы служили Ему единодушно.”
[Зехария, гл. 14]: “Вот, день приходит для Г-спода… И соберу все народы на войну против Иерусалима, и захвачен будет город, и разграблены будут дома, и обесчещены будут женщины, и уйдет половина города в изгнание, а остальной народ не будет отчужден от города. И выйдет Г-сподь и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы… И будет Г-сподь царем на всей земле, и в день тот будет Г-сподь един для всех, и имя Его — едино.”
[Иехезкель, гл. 38]: “Посему пророчествуй, сын человеческий и скажешь Гогу: “Так сказал Г-сподь Б-г: “Воистину, в тот день, когда народ Мой, Израиль, будет обитать в безопасности, ты узнаешь. И придешь ты с места своего, с окраины севера, ты и многие народы с тобой… толпа огромная и войско великое. И поднимешься на народ Мой, Израиль, словно туча, чтобы покрыть эту землю. В конце дней будет это; и я приведу тебя на землю Мою, чтобы узнали Меня народы, когда освящусь я через тебя пред глазами их, Гог!.. И в день тот, в день прихода Гога на землю Израиля, — это слова Г-спода Б-га! — возгорится гнев Мой в ярости Моей… И буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него и отряды его, и на народы многие, которые с ним. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают они, что Я Г-сподь! “
[Там же, 39:7]: “И имя святое Мое объявлю среди народа Моего, Израиля, и не позволю впредь осквернять имя святое Мое. и узнают народы, что Я, Г-сподь, свят среди Израиля! “
[Рамбам, “Законы царей”, гл. 11, зак. 4]: “… и будет исправлен мир, ибо все будут служить Б-гу, как сказано: “… тогда изменю я язык народов и сделаю его чистым, дабы все призывали имя Г-спода…”-
[Там же, гл. 12, зак. 1]: “… и в то время не будет конца всем благам, и всякий устремится лишь к познанию Б-га. “
[Там же, “Законы тшувы”, гл. 10, зак. 6]: “Естественно — не познает человек любви Б-га, пока не будет все время думать о нем,.. как Он Сам заповедал нам (Дварим, 6:5): “И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и Всею душою твоею…” Любовь к Всевышнему возможна лишь через познание, и именно от познания зависит любовь — сильна она или слаба. Потому должен человек изучать те науки, что дадут ему знания о его Создателе, и все зависит от способности человека познавать.”
[Там же, “Законы основ Торы”, гл. 2, зак. 2]: “Когда человек вглядится в великие и чудесные творения и увидит в них безграничную мудрость, то возлюбит своего Создателя и будет прославлять Его. Так сказал Давид (Теиллим, 42:3): “Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого.”
[Там же, “Законы тшувы”, гл. 10, зак. 3]: “Что есть достойная любовь? Это — когда человек любит Б-га так, что душа его вечно связана этой любовью, и размышляет он о ней всегда, — как больной любовью, чьи мысли заняты только той женщиной: когда он сидит и когда он встает, когда ест и когда пьет. Но любовь ко Всевышнему, какой Он Сам заповедовал ее — “всем сердцем твоим и всею душою твоею” — еще сильнее в сердцах любящих Его. Это о ней образно говорил царь Шломо: “… ибо болен любовью я”, и вся его “Песнь Песней” посвящена этой любви.”
[Рамхал[46], “Месилат йешарим”[47]]: “Основа благочестия и смысл человеческого бытия — уяснение и познание человеком своих обязанностей в мире, т .е. на чем именно должен сосредоточить свое внимание и устремления, что бы он ни делал в течении всей своей жизни. И вот: наши мудрецы, благословенна их память, указали — что создан человек лишь затем, дабы получать удовольствие от Б-га и наслаждаться сиянием Его “шэхины”, ибо это — удовольствие истинное и наслаждение, наибольшее из всех существующих наслаждений… И, всмотревшись, увидишь: настоящее совершенство — это привязанность к Нему, о чем и говорил царь Давид (Теиллим, 73:28): ” А я… близость Б-га благо для меня” и (там же, 27:4): “Одного прошу я у Г-спода, того лишь ищу, чтобы пребьшать мне в доме Г-споднем все дни жизни моей”. Только это является благом, все остальное же, почитаемое людьми за благо, — ничто, — только в заблуждение вводит и с пути сбивает.”[48]
[Рамбам, “Законы царей”, гл. 12, зак. 5]: “… и тогда не будет более ни голода и ни войны, ни зависти и ни конкуренции, — так велико будет ниспосланное благо…
[Иешаяу, 2:2—4]: “И будет, после тех дней (“когда сгинут все преступники” — Раши) , — утвердится гора дома Г-сподня, что вершина всех гор, и возвысится над холмами; и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: “Давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Яакова, дабы научил Он нас путям Своим и пошли бы мы по стезям Его”. Ибо из Циона выйдет Тора и из Иерусалима — слово Г-сподне. И рассудит Он народы и даст поучение народам многим; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои — на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.”
[Рамбам, “Законы царей”, гл. 12, зак. 1]: “… А то, что сказано у Иешаяу (11:6): “… и будет жить волк с овцой…” — это образ еврейского народа, живущего в мире с остальными народами.”
[Там же, гл. 9,зак. 2]: “… ибо царь этот, ведущий свой род от Давида, будет и мудрее Шломо, и великим пророком, подобным Моше Рабейну. Он будет обучать весь народ и укажет пути Всевышнего, и все народы придут слушать его, как сказано: “И будет, после тех дней, — ушердится гора дома Г-сподня, что вершина всех гор…
[Oрхот цадиким, гл. Надменность]: “… Высокомерие ведет к вожделениям, ибо сердце высокомерного жаждет всего, а вожделение — наихудшее из качеств человеческих, ибо в высокомерности своей пристрастится к дорогим одеждам и большим домам… и когда он не сумеет достичь желаемого, пойдет и на кражу, и на грабеж. А ежели сердце гордеца вожделеет и стремится к обогащению, — он не довольствуется своим уделом, ибо сколько бы ни было у него, от вожделений гордости все равно ему будет казаться мало.”
[Там же, гл. Наглость]: “Наглый отрицает единство Б-га. Не почитает почтенного и не уважает старца. с легкостью сердца нарушит любой запрет Торы, и все это — из-за чрезмерной наглости, что в нем… Стыдливый — уступчив, он сострадает, жалеет и прощает; наглец же, не стыдясь никого, с каждым человеком обращается нахально, и совершая зло безо всякого стеснения, лишь ожесточается в своем грехе.”
[Там же, гл. Забота]: “Постыдна забота о достижении сует этого мира, — не сыщешь ее у людей, искренно верующих в Б-га и полагающихся на Него.”
[Там же, гл. Радость]: “Все зависит от радости, которую испытывает человек, счастливый в уделе, предопределенном ему Всевышним… Но к тому, чтобы человек был счастлив в уделе своем и с радостью принимал как зло так и добро, можно прийти несколькими путями. Первый — постоянное упование на Б-га, как сказано (Теиллим, 55:23): “Возложи на Г-спода бремя твое, и Он поддержит тебя…” А к упованию приводит вера. Когда человек верит, что все его удачи приходят лишь от Него, — начинает любить Его всем сердцем… Сердце человека, полагающегося на Всевышнего, всегда спокойно и радостно. Это спокойствие достигает вершины в субботу, когда человек не исполняет никакой работы.”
[Из субботней полуденной молитвы]: “… отдохнут в нем отдыхом любви и благородства, отдыхом истины и веры, отдыхом мира, спокойствия, тишины и уверенности, — отдыхом полным, которого желаешь Ты. Узнают сыновья Твои и признают, что от Тебя их отдых, — и в своем отдыхe освятят имя Твое.”
1.Рабби Ицхак — амора, живший в Ванилонии в конце 3-го века.
2. Рана — амора, живший в Ванилонии в середине 5-го века.
3. Мидраш “ШИР-АШИРИМ” — сборник преданий устной Торы, комментирующих книгу царя Шломо (Соломона, сына царя Давида) “Песнь Песней”.
4. Рабби Янай — амора, живший в Эрец-Исраэль во второй половине 3-го века.
5. Орхот цадиким (Пути пpавeдных) — книга о еврейской этике и морали, досконально разбирающая все стороны ежедневного поведения человека. Время составления книги, как и имя ее автора, неизвестно, однако исследователи относят ее к 1З-му веку.
6. Рав Хисда — амора, живший в Bавилонии в начале 4-го века.
7. Бэмидбар (“Числа” в рус. пер.) — четвертая книга Торы, рассказывающая о пребывании народа Израиля в Синайской пустыне после получения Торы.
8. Таргум — расширенный арамейский перевод Торы, включаюший некоторые традиционные комментарни.
9. Коэлет (“Екклесиаст” в рус. пер.) — книга, написанная царем Шломо в начале 8-го в. до н.э. в основе этой важнейшей книги лежит выяснение дилемм, которые становятся перед человеком, ищушим смысл и цель жизни.
10. Зоар хадаш — приложение к книге «Зоар”.
11.Бэрэшит («Бытие” в рус. пер. ) — первая книга Торы, рассказывающая о сотворении мира и о зарождении народа Израиля от его праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.
12. Рабби Шила — амора, живший в Вавилонии в середине 3-го века.
13. Хагай — пророк, живший в период постройки Второго Храма (середина 4-го в. до н.э.) .
14. Зехария — пророк, современник Хагая и Малахи. Эти трое являются последними пророками. Они были членами высшего законодательного органа Израиля — «Кнэсэт Агдола” (Великое собрание) .
15. Шмуэль — амора, живший в Вавилонии в середине З-го века.
16. Бэрэшит-Раба — первая часть Мидраш «Раба”, сборника преданий с устной Торы, комментирующих письменную. Точное время его составления не выяснено, однако достоверно иэвестно о его наличии в 11-ом веке.
17. Рабби Эльазар Бар-Авина — амора, живший в Эрец-Исраэль в 4-ом веке.
18. Авода-зара — трактат Талмуда, занимающийся в основном выяснением законов, связанных с запретом идолопоклонства.
19. Даниэль — пророк, живший в период разрушения Первого Храма. Будучи подростком, был уведен в вавилонский плен, где царь Невухаднэцар, приметив в нем выдающиеся способности решил сделать его своим советником… О видениях Даниэля, в которых пророку раскрылась тайна Царства Злодеяний, см. в гл. 5.
20. «И мечем своим будешь жить” — Эсав, брат Яакова, получил от своего отца Ицхака следующее благословение (Бэpэшит, 27:39—41): «От земли тучной будет тебе cущecтвованиe и от росы небесной свыше. И мечом своим будешь жить, и брату своему служить будешь; но когда взбунтуешься, свергнешь его с шеи своей. ” О том, каким образом Римская империя унаследовала благословения Эсава, будет пояснено далее.
21. Рабби Иосеф Явец — уроженец Испании. После изгнания евреев из Испании (1492 г.) переселился в Италию. Видя бедственное положение народа, основное внимание в своих книгах уделял его моральной и духовной поддержке. Скончался в 1507 году.
22. Мидраш «Teиллим” — сборник преданий устной Торы, комметирующих книгу «Teиллим”.
23. «Дома идолопоклонства” — буквально: (батей авода зара) — «дома чужой службы” , иначе говоря. — места, отвeдeнныe для таких занятий, которые отчуждают сердца людей от Превечиого.
24. Рав Гуна — амора, живший в Вавилонии в начале 4-го века.
25. Рабби — он же рабби Иеуда Анаси, составитель МИШНЫ. Имя Рабби (Учитель) получил в народе за свою большую мудрость и прекрасные душевные качества. Жил в конце 2-го — начале 3-го вв. в Эрец-Исразль.
26. Шэмот («Исход” в рус. пер.) — вторая книга Торы, повествующая об исходе народа Израиля из Египта и о получении им Торы на горе Синай.
27. Мидраш «Даниэль” — сборник преданий устной Торы, комментирующих книгу пророка Даниэля.
28. Радин — после Первой мировой войны это место от России перешло к Польше.
29. Виленский Гаон (1720-1797) — он же рабби Элияу из Вильны, величайший авторитет Торы последних поколений. Его перу принадлeжит много книг в различных областях иудаизма, в частности, комментарии почти ко всем книгам Таиаха и к «Шулхан арух”. Известны также его труды по астрономии и геометрии, но помимо этого занимался еше н музыкой, медициной и многими науками.
30. Рабби Элиэзер тана, живший в конце 1-го века.
31. Paмак (1522—1570) — аббревиатура имени Рабби Моше Кордоверо, выдающегося каббалиста средневековья, жившего в Цфате.
32. Рав Гай Гаон (939—1038) — выдающийся талмудист, живший в Вавилонии.
33. Машиах Бен-Иосеф — придет за некоторое время до прихода Машиаха Бен-Давида и, согласно преданию, должен будет погибнуть в войне против Гога, правителя Царства Злодеяний.
34. Амос — Пророк, живший в 7-0 м веке до н.э. во времена иудейского царя Узияу и израильского царя Йоравама.
35. Шмуэль (930 — 878 гг. до н.э.) — пророк, помазавший Давида на царствование.
36. Рабби Шимон Бар-Иохай — тана, один из выдающихся еврейских мудрецов, автор известной каббалистической книги «Зоар”. Жил во второй половине 2-го века. Был похоронен в поселке Мирон недалеко от Цфата. Ежегодно, в День праздника Лаг-ба-oмер, являющегося также днем кончины рабби Шимона, там собираются десятки тысяч людей и с большим весельем отмечают эту дату.
37. Рехавам (8-ой в. до Н.З.) — сын царя Шломо. В его дни в еврейском народе произошел раскол, приведший к образованию двух государств: Иудеи и Израиля.
38. Рабби Шимон Бен-Менасия — тана, живший во второй половине 2-го века.
39. Аман — сановник персидского царя Ахашвероша, желавший уничтожить весь еврейский народ, как это описано в книге «Эстер”.
40. «Шмита” и «йовель” — по закону Торы все сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль должны прекращаться на каждый седьмой и пятидесятый roды.
41. Моав — древнее государство, которое было расположено на территории современной Иордании.
42. «Сыны Шета” — имеются в виду все народы мира, являющиеся потомками Шета, сына Адама. У Адама были еще два сына, — Канн и Авель, однако Каин убил Авеля, бывшего бездeтным. У самого же Канна были дети, но все его потомство погибло во время потопа. Единственные, спасшиеся от потопа, были члены семьи Ноаха, потомка Шета, от которых впоспедствии и множилось все человечество.
43. Эдом — государство потомков Эсава, которое было расположено на юго-востоке Негева. в дальнейшем будет пояснено, что под именем «Эдом” подразумеваются и некоторые coвременные государства.
44. Сеир — название местности, которая находилась на территории Эдома, как сказано (Дварим, 2:5): «Эсаву во владение отдал я гору Сеир.”
45. Oвадия — пророк. Эдомитянин по происхождению, он принял еврейство, после чего и достиг пророческой ступени. Жил во второй половине 8-го в. до н.з. во времена израильского царя Ахава.
46. Рамхал (1707—1747) — аббревиатура имени Рабби Моше-Хаима Луццатто, известного каббалиста, ученого и философа. Родился и большую часть жизни провел в Италии, а в последние годы жил в Акко.
47. Месилат-йешарим — Путь Праведников.
48. На чем основывались наши мудрецы, говоря, что близость к Б-гу является наивысшим наслаждением? Выдающийся каббалист (ученый, занимающийся тайной частью Торы) последних поколений р. Иеуда-Алеви Ашлаг пишет:
«Существует логический закон связи ветвей и корня: все свойственное корню живительно благотворно для ветвей, и напротив, все чуждое корню — губительно вредно для них. Творец — корень (начало) всего сущего, в том числе и нас, людей, мы же — ветви Его. Поэтому все Его — должно быть приятно нам, а несвойственное Ему — нестерпимо для нас. И в самом деле: мы любим покой, стремимся к мудрости, силе и довольству, и — презираем глупость, слабость, боимся нужды…”
Идея р.Ашлага ясна: человек достигает максимального блаженства, только «приближаясь” к своему Корню, своему Творцу. Вот почему можно смело утверждать: наслаждение близостью к Б-гу — величайщее наслаждение в мире. Путь к тому лежит через заповеди Торы. Их цель — привести к полному сродству ветвей и Корня, т.е. придать человеку качества Творца: милосердие, любовь к людям, доброту… Ведь только присущее Корню дает наслаждение ветвям.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»