Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги «В конце дней»

От редактора

Иудаика на русском языке почти не имеет традиции и опыта. И уже только поэтому следует отдать должное смелости любого, принимающегося за перевод иудейских текстов на русский. Переводчик сталкивается с проблемами практически неразрешимыми. Почти каждое слово Торы следовало бы давать длинным списком русских слов, отражающих отдельные значения ивритского. Помимо этого: в священных текстах имеет значение и порядок слов, и то, из каких букв оно состоит, и периодичность, и повторяемость, и его корневое происхождение, и многое другое, теряющееся при самом добросовестном переводе. К тому же — ивриту Танаха, и особенно комментариям к нему, присущ своеобразный синтаксис. Следует упомянуть и о том, что многие слова, соответствующие ивритским, в русском языке получили уже иное значение. Вот почему, как правило, переводы иудаики страдают некоторой «корявостью». Переводчики рискуют красотой ради точности, хотя, повторяю еще раз, добиться более или менее полной идентичности, даже смысловой, невозможно.

С другой стороны, мы понимаем, что незнание иврита отдаляет многих от наследия отцов. Среди океана иудаики переводчик выбрал эту книгу, посвященную пророчествам о исполнении сроков. Читатель должен знать, что в вопросах, не связанных с «апахoй» — религиозным законом — иудаизм не спешит разрешить споры и выносить однозначные решения. В еврейской мысли может быть так, что к одному вопросу существует несколько подходов. Представленные в книге отбор комментариев и комментарии самого автора — выражение одного из них. Помимо того, хотя изучение и комментирование Танаха построено на строго логической основе, остается место и догадкам и общим рассуждениям. Поэтому мы не будем утверждать,

что все именно так и произойдет, как предполагает автор, хотя внимательный читатель заметит — уже в самой книге остается место для вариаций и даже противоречий. Известно направление, известно движение, но подробности, детали (как, например, кто именно будет Гог и в каком году начнет он свои войны) нам еще предстоит узнавать. Кроме того, не исключено, что некоторые из событий, описанных в книге, уже произошли или происходят сегодня, но мы узнаем и поймем это гораздо позже. Так или иначе, в книге представлено одно из мнений о конце дней, существующих в иудаизме, что позволит читателю приблизиться к тому, что составляет основу основ еврейской религии, еврейской жизни, еврейской цивилизации.

И. Малер

КЛЮЧ К КНИГЕ

Расскажу анекдoт, который довелось мне услышать еще в Союзе. Хотите, смейтесь:

Предложили одному человеку работу: «Стой на вышке и смотри! Покажется Мессия, — сразу кричи, чтoбы весь мир узнал об этом. А зарплату положим тебе 60 руб. 00 коп.» Человек тот смутился:

-Ставка больно маленькая!

-Ничего, — успокоили его, — зато работа пoстoянная.

Смешно? — Тому, кто возьмется за эту книгу, анекдот этот покажется не столь смешным. А на его вопрос, стоит ли вообще читать эту странную книгу, отвечу: «Если ты равнодушен к судьбе нашего народа, если ты не страдаешь и не радуешься вместе с ним и если тебе лишь бы кошелек потяжелей да ночь пoвеселей, то лучше оставь книгу, не для тебя она! Не трать зря времени — в мире так много других интересных книг. Но, если ты болеешь каждой бедой, настигшей еврейский народ, и сердце твое застывает не в силах шелохнуться, и, если каждая выпавшая на долю твоего народа удача, пусть даже самая маленькая, радует тебя как твоя, твоя личная, то наберись терпения и прочитай ее внимательно. Пусть не смутит тебя то, что с первых же страниц говорится “о каких-тo там” пророчествах, предсказаниях, преданиях и прoчих “ненаучных вещах”.»

Боюсь, многие пресыщены предсказаниями астрологов, парапсихологов и всевозможных «провидцев». И пишут, и говорят, и пророчествуют. Грозят мировой катастрофой от атомной войны, от прободений земной коры, от… «Гарантируют» человечеству, что на Земле будут работать роботы, а люди будут кататься от планеты к планете в сверхкомфортабельных космических санаториях… Уверяют нас, что весь ход человеческой истории изменится в корне, лишь только мы войдем в контакт с инопланетянами… Предполагают, что… Утверждают, что… Думают, что…

Слушает человек и теряется: «Что там дальше… Для чего мы?.» — и решает… «работать на прогресс», или просто «делать жизнь», а там — что будет, то и будет .

И все-таки интересно, что говорит о будущем «Книга книг». Знатоки Торы утверждают, что в ней «зашифрованы» все сведения, нужные человеку. А о том, как вообще относится Тора к каким бы то ни было предсказаниям, великий еврейский ученый и мыслитель Рамбам пишет1:

«Если приходит человек и утверждает, что он пророк, то не просят его разверзнуть море, оживить мертвеца или сотворить какое-нибудь другое чудо2. А просят перечислить события, что произойдут в недалеком будущем, и ждут — сбудутся его предсказания или нет. И если хотя бы одно не сбылось, то он лжепророк. Если же все произойдет согласно предсказаниям, то можно ему довериться. И нужно проверять его так не один раз, и если всегда предсказания будут сбываться до единого, тогда он и есть истинный пророк.

Но ведь есть провидцы и гадалки, и те тоже предсказывают будущее! Чем же они отличаются от пророков? Дело в том, что предсказания провидцев и гадалок сбываются частично, а порой и не сбываются вовсе. Слова пророка — cбывaются полностью. И еще истинный пророк не добавит заповеди от себя и не отменит ни одну из существующих.

Но следует учесть: если пророк предрекал войну, голод или какое-нибудь иное бедствие и не cбываются слова его, это еще не означает, что он лжепророк, ибо Всевышний, благословен Он, милосерден и всемилoстив, и может отменить наказание, либо отсрочить его в надежде на то, что исправит человек дела свои. А возможно, раскаялись люди в прегрешениях своих

и простилось им, как это было с жителями города Нинвей ( см. книгу пророка ЙOНЫ) .Но если пророчествовал о делах благих и не исполнились они, знай лжепророк он, ибо благо, обещанное Творцом, никогда не отменяется. Посему помни: только в предреканиях добра испытывается пророк.»

Перед тобой — многочисленные пророчества еврейских пророков, а также предсказания, сделанные древнееврейскими мудрецами на основе этих пророчеств. Источники отобраны и упорядочены р.Рафаэлем Алеви Айзенбергом. Помимо интерпретаций р. Айзенберга существуют и другие трактовки, однако здесь они не приводятся.

Для того, чтобы содержание книги сделать более доступным, объясним кое-что предварительно:

1. Под словами «конец дней» или «исполнение сроков» подразумевается период истории, предшествующий приходу Машиаха. Это событие разделит историю человечества на две части — на тысячелетия хаоса и страданий и на дни Машиаха, дни гармонии и мира.

2. В книге нередко встречаются такие выражения «десница Б-га», «глаза Г-спода», «Б-г милосердный», «Б-г мстительный» и т.п. Понимая их буквально можно прийти к ошибочным выводам. у Превечного нет ни рук, ни глаз, ни вообще каких-либо составных частей, да и «милосердный», «мстительный» — свойства человеческие. Дело в том, что Тора говорит словами, понятными людям. В книге «Кузари» р.Иеуда Алеви пишет: «Когда Он изменяет к лучшему состояние человека, вызывающее в людях сострадание , Его называют Mилocepдным. Но чувства эти в нас самих — душевная слабость и инстинктивная тревога, что вовсе не свойственно Б-гу. Но, как праведный Судья, Он решает обездолить одного и обогатить другого, Сам не изменяясь, не испытьшая сострадания и не гневаясь ни на кого. Нечто подобное мы видим и у судей земных. Когда приходят к ним, они судят так, как того требует Закон. Людей оправдывают или выносят обвинительный приговор; решает судья, но решение не должно зависеть от его отношения к подсудимым. Так и Всевышнего называют добрым и милосердным Б-гом, а иногда ревнивым, творящим мщение, но в Нем, благословен Он, не происходит изменений.»

3. Читатель неоднократно встретится со словами «тана» и «амoра». «Танаи» — еврейские ученые эпохи Талмуда, жившие в Эрец-Исраэль. Плодом их гигантского труда является Мишна, конечная редакция которой была сделана р. Иеудой Анаси (конец 2-го века) . «Амораи» — еврейские ученые последующего периода, трудившиеся над объяснением и комментированием Мишны. Итогом их труда было составление Иерусалимской Гмары (2-ая половина 4-го века) и более расширенной Вавилонской Гмары (конец 5-го века) .Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд.

4. Книга не обходит стороной и те вопросы, в которых среди еврейских ученых имеются разногласия. Это сделано с целью дать читателю возможно более полную картину о том или ином событии.

5. Читатель обнаружит, что иногда цитаты повторяются, однако, присмотревшись внимательно, заметит, что каждый раз они приводятся в ином плане.

6. Примечания, приведенные под текстом, сделаны нами, редколлегией перевода, а пояснения, данные в скобках, принадлежат частично автору, частично нам.

7. Раздел «Четыре царства», собственно — предисловие к главе 5-ой, собран Моше Пантелятом из других глав оригинала, что повлекло за собой некоторое более расширенное изложение материала и чему сопутствовало введение в текст фактографических данных.

И, чтобы дополнить сказанное выше, приведем слова автора из предисловия к оригиналу:

В нижеследующих главах разъясняются вопросы, связанные с приходом Машиаха, как они paзpaбaтываются в наследстве еврейских ученых, согласно преданиям, полученным ими от пророков:

В главе первой перечисляются приметы грядущего избавления, многие из которых уже различимы сегодня.

В главе второй поясняется, что возврашение еврейского народа из стран рассеяния на свою землю произойдет после того, как евреи пожелают ассимилироваться среди других народов.

В главе третьей говорится о том, что избавление наступит лишь после того, как все народы мира встанут на путь неверия.

В главе четвертой уточняется, что избавление может произойти до срока или в определенный срок.

В главе пятой — доказательство того, что в преддверии грядущего избавления правитель великой державы установит свою власть над Израилем.

Глава шестая о том, что эта держава, по всей видимости — Россия, перед приходом Машиаха установит свою власть над всем миром, и будет это — время самых тяжких бедствий .

В главе седьмой — как подготовиться к приходу Машиаха.

Здесь необходимо отметить одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что приход Машиаха может произойти двумя путями: естественным и неестественным, т. е. путем внезапного нарушения естественного хода событий. Это зависит от еврейского народа. Если он будет удаляться от исполнения заповедей, данных ему Б-гом, то события будут развиваться так, что он вернется к своим истокам, лишь пройдя через многочисленные бедствия. Тогда и придет избавление. Войны, которые разразятся в этом процессе, будут происходить по вполне естественным причинам: вследствие международных распрей, территориальных притязаний и т.д. Однако если евреи вернутся к своим истокам еще до того, как начнутся бедствия или перед тем как они достигнут кульминации, то естественный процесс нарушится, т.е. войн не будет вообще или же они прекратятся, и на Земле воцарится спокойствие и мир.

Как же будут развиваться события на деле? в книге «Законы царей» (гл. 12) Рамбам пишет: «… Никто не узнает, каким именно образом произойдут эти события, пока они не сбудутся в действительности, ибо у пророков все это записано неопределенно и у мудрецов есть различные мнения…»

Исходя из сказанного выше, что все зависит от выбора еврейского народа, слова Рамбама нетрудно понять. Наша книга описывает в основном события, которые могут произойти в естественном процессе, т. е. если наш народ пожелает оттянуть возвращение к истокам на самый крайний срок.

В конце предисловия к оригиналу автор пишет: «Пророки предупредили нас обо всем этом для того, чтобы бедствия не пришли к нам внезапно и были мы подготовлены к ним, иначе можем впасть в отчаяние и потерять надежду на избавление. В этом цель соединения под одной обложкой выдержек из множества pазличных древнееврейских источников.»


1. Приводится в сокращении.

2. Так как вера еврейского народа не основана на чудесах.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЗНАМЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СКОРОМ ИЗБАВЛЕНИИ

ЗНАМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НЕТ БОЛЕЕ ВЕРНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА, ЧЕМ ЭТО: ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ ДАСТ ПЛОДЫ СВОЕМУ НАРОДУ .

[Трактат Cанэдpин1, 98,а]: Сказал рабби Аба2: «Нет более явной приметы приближения конца, чем та, что указана в книге пророка Иехезкеля3 (36:8): “А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они.” — Поясняет Раши4: “Когда урожая на земле Израильской будет много, тогда исполнятся сроки, и нет более явного свидетельства о скором пришествии Машиаха”.»

в Ялкут-Шимони5 (Иешаяу6, 35:1) говорится, что избавление начнется, когда опустошенная земля Израиля расцветет и даст плоды возвратившемуся на нее еврейскому народу.

Книга Зоар7 (Дварим8, 32) предрекает, что во времена избавления возвращению еврейского народа на свою землю будут препятствовать сыны Ишмазля9, т.е. арабы: «Сыны Ишмазля будут владеть Святой землей, когда та будет долгие годы пуста… Они будут чинить препятствия сынам Израиля, возвращaющимcя на землю свою…»

ЗНАМЕНИЕ ВТОРОЕ: MAШИAX ЗАСТАНЕТ ПОКОЛЕНИЕ НЕВЕРИЯ и PAСПУЩEHHОСТИ.

[Трактат Coтa10, 49,б]: «Перед приходом Машиаха умножится наглость людская и поднимутся цены; даст виноградник плоды, но само вино будет дорого (“ибо для обильного пьянства потребуется много вина” — Раши) , и неверующих будет государство.»

ЗНАМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ПЕРЕД ПРИХОДОМ MAШИAXA БУДУТ PAЗPУШEHЫ ВСЕ МОРАЛЬНЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ и СЕМЕЙНЫЕ УСТОИ.

[Трактат Сота, 49,б]: «Перед приходом Машиаха… “дом собрания” станет домом разврата, Галилею порушат войны… мудрецов подвергнут позору, боящиеся греха будут презренны и правда будет отсутствовать.» «… правда будет отсутствовать» — люди правды не сумеют ужиться с большинством, погрязшим во лжи, и вынуждены будут уединиться.

[Трактат Сота 49, б]: «Перед приходом Машиаха… юноши стыдят старцев и пожилые встают перед молодыми, “сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови своей, — враги человеку домашние его” (Mиxа11 , 7:6) ; лицо поколения подобно собачьему, и сын не стыдится отца своего.» «… лицо поколения подoбно собачьему» — Раши поясняет, что люди пристрастятся к наживе и разврату до полной потери стыда друг перед другом — как не стыдятся один другого псы.

ЗНАМЕНИЕ ЧETBEPТОE: В ПОКОЛЕНИИ ПЕРЕД ПРИХОДОМ MAШИAXA СОКРАТИТСЯ ЧИСЛО МУДРЕЦОВ ТОРЫ И ВЕСЬ НАРОД БУДЕТ ИЗНЫВАТЬ В ПЕЧАЛЯХ И ГОРЕСТЯХ.

[Трактат Санэдрин, 97,а]: Поучают мудрецы: «Написано (Дварим, 32:36): “… ибо будет судиться Г-сподь за народ Свой и о рабах Своих переменит решение, только увидит, что их рука ослабела, и нет защищенного, нет поддержанного”. — Не придет сын Давида до тех пор, пока не укрепится рука доносчиков. Или: пока не сократится число учащих Тору. Или: пока не переведется последний грош в кармане. Или: пока не отчаятся ждать избавления, как сказано: “… и нет защищенного, нет поддержанного”,словно нет Защищающего и Поддерживающего Израиль.»

ЗНАМЕНИЕ ПЯТОЕ: УВИДИШЬ ПОКОЛЕНИЕ, НА КОТОРОЕ БЕДЫ ЛЬЮТСЯ РЕКОЙ, — ЖДИ МАШИАХА.

[Трактат Санэдрин, 98,а]: «Сказал рабби Иоханан12: “Когда увидишь поколение, на которое беды льются рекои, — жди его”».

ЗНАМЕНИЕ ШЕСТОЕ: MAШИAX НЕ ПРИДЕТ, ПОКА НЕ ИСТОЩИТСЯ СИЛА ИЗРАИЛЯ.

[Трактат Санэдрин, 98,а]: Сказал рабби Хама Бap-Xaнинa13: «До той поры не придет Машиах, доколе не сгинет в Израиле “ничтожное царство.” — Поясняет Раши: “Доколе не сгинет…” — что не останется у Израиля никакой власти, даже самой ничтожной.»

ЗHAMEHИE СЕДЬМОЕ: ПЕРЕД САМЫМ ПРИХОДОМ MAШИAXA ВЕСЬ МИР ПОКОРИТ ГОСУДАРСТВО ЗЛОДЕЯНИЙ.

[Трактат Йома14, 10,a): «Сказал рав Иeудa15 со слов Pавa16: “Сьн Давида не придет, пока Царство Злодеяний, наследник Рима, хотя бы на девять месяцев не завоюет мир”.»

 

1. Санэдрин — Трактат Талмуда, посвященный в основном вопросам еврейского судопроизводства и уголовного права, однако в нем, как и в других трактатах, обсуждается множество мировоззренческих и этических вопросов.

2. Рабби Аба — амора, живший в Эрец-Исразль в начале 4-го века.

3. Иехезкель — пророк, живший в период разрушения Первого Храма (422 г. до н.з.) .Пророчествовал, уже находясь в вавилонском изгнании.

4. Раши (1040 — 1105) — аббревиатура имени Рабби ШЛOMO Ицхаки, великого комментатора Танаха и Талмуда. Жил в Г. Труа (Франция, провин. Шaмnaнь) .

5. Ялкут-Шимони — сборник древних преданий устной Торы, комментируюших Танах. Составлен в начале 16-го века во Франкфурте-на-Майне рабби Шимоном Ашкенази.

6. Иешаяу — пророк, живший в конце 7-го — начале 6-го вв. до н.э. во времена иудейских царей Узияу, Йотама, Ахаза и Хизкияу.

7. Зоар — каббалистическая книга в виде комментариев к Торе, написанная во 2-ом веке рабби ШИMOHOM Бар-Иохаем.

8. Дварим («Второзаконие» в рус. пер.) — последняя, пятая книга Торы, в которой Моше напоминает еврейскому народу, готовящемуся войти в Эрец-Исраэль, законы, пoлучeнныe им на горе Синай.

9. Ишмаэль — сын Авраама, праотца еврейского и арабского народов.

10.Сота — Трактат Талмуда, занимающийся в основном проблемами супружеских взаимоотношений.

11.Миха — пророк, живший в начале 6-го века до н.э. во времена иудейских царей Йотама, Ахаза и Хизкияу.

12. Рабби Иоханан — выдающийся амора Эрец-Исраэль 3-го века. С его именем связана редакция Иерусалимского Талмуда.

13. Рабби Хама Бар-Ханина — амора, живший в Эрец-Исраэль в 4 ом в.

14. Йома — трактат Талмуда, занимающийся в основном выяснением законов Судного Дня (Йом-Кипур) .

15. Рав Иеуда — амора, живший в Вавилонии в начале 4-го века.

16. Рав — амора, живший в Вавилонии во второй половине 3-го века.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше