Об авторе
Рефаэль Алеви Айзенберг, раввин и доктор социологии, родился в 1916 году в Мюнхене (Германия) в семье вы ходцев из Восточной Европы. Свое образование он получил в мюнхенском колледже бизнеса, в знаменитой ешиве Франкфурта и в раввинской семинарии Хильдсхаймер в Берлине.
Летом 1939 года семье Айзенбергов удается эмигрировать в Шанхай (Китай). Китайский период значительно обогатил житейский опыт молодого знатока Торы и начинающего бизнесмена.
По окончании Второй мировой войны Рефаэль Айзенберг переезжает в США. Его широкое участие в международной торговле позволило ему создать финансовую базу для последующей вовлеченности в дела еврейского образования и благотворительности.
В 1965 году Айзенберг обосновывается в Израиле, где продолжает свою благородную публицистическую и филантропическую деятельность. Его перу принадлежат книги Конфликт между Западом и Востоком, В конце дней, Проверим себя и вернемся и Выживание - Израиль и человечество.
Рав Рефаэль Алеви Айзенберг скончался в Иерусалиме в 1976 году.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Возрождение государства Израиль на его собственной территории - спустя 2000 лет! - весь мир рассматривал как нечто сверхъестественное и неслыханное в истории. У людей разного общественного положения это событие вызвало восторг и надежду, даже пессимисты чувствовали себя приободренными. Неужели предсказания древних пророков Израиля становятся реальностью? Неужели еврейский народ поднимается из пепла и над Израилем встает солнце новой эры? Возможно ли в нынешних условиях возрождение еврейского государства ex nihilo, дабы воплотить в жизнь Законы Моше и выполнить Б-жественную миссию - направить человечество на путь всеобщей справедливости, правды и мира? Ибо таким в глазах всего мира был традиционный образ еврейского народа - народа, преданного Б-гу, наставлениям Его Торы и Его пророков. Именно евреи всегда больше других желали наступления нового века и стремились делами приблизить его начало. И больше других они страдали от постоянных раздоров и войн, которыми был отмечен долгий и извилистый путь человечества на нашей планете.
Ощущение приподнятости и радостного удивления охватило вернувшийся на родину народ, когда в качестве официального государственного символа было принято изображение древней меноры. Пока евреи жили на своей земле (до 70 г. н.э.), в Священном Храме во время службы неизменно зажигалась менора: она символизировала свет Б-жественного Учения и напоминала Израилю о необходимости постоянного нравственного очищения.
Однако не только менора служила связующей нитью между образованием еврейского государства и обновлением древнего еврейского духа. Название Израиль также связывает землю еврейского народа с его великой миссией. Наш праотец Яаков и его потомки назывались Израиль - "борцы за Б-га и человека" (Берешит 32:29), ибо им было предначертано бороться за признание Б-га всеми людьми, добиваясь таким образом спасения человечества.
Тем более удивительно, что за сорок лет существования нового государства секулярное руководство Израиля постоянно пыталось игнорировать еврейскую веру, традиции и заповеди, которые поддерживали евреев в их долгом изгнании. И это вопреки тому, что основы западной цивилизации покоятся именно на библейском учении. Но вместо них фундаментом законодательства и идеалов вновь созданного государства стали различные идеологии, порожденные современным материализмом: капитализм, коммунизм и социализм.
Однако живую искру древнего Израиля погасить не удалось. Сейчас, в момент его величайшего морального упадка, нарастает динамичная реакция на секулярный материализм. Этот процесс - не только результат демографического роста и укрепления общины Торы за десятилетия, последовавшие за духовным распадом европейского еврейского сообщества. Главное в том, что многие разочаровались в бездуховности жизни, лишенной Б-га, и вновь открыли для себя религиозные ценности.
Поэтому именно в Израиле с огромной силой разгорелась борьба - идеологический Кulturkampf - между Б-госознанием и Б-гоотрицанием.
В условиях морального кризиса, эмиграции, экономических переворотов, интифады и непрестанной внешней угрозы быстро испаряется секулярная израильская мечта. Но антирелигиозные силы, не сдавая позиций, ведут отчаянную войну за выживание перед лицом возрождения религии. И каждый должен самостоятельно принять решение - потребовать, наконец, обратно собственное наследие или навсегда отказаться от него.
Все это происходит на фоне важных исторических событий, потрясающих весь цивилизованный мир. Возможно ли, что человечество на самом деле готовится вступить в новую эру Б-госознания? Не есть ли это те самые родовые муки, которые, по предсказанию пророков и мудрецов Израиля, будут испытывать Израиль и все человечество перед окончательным наступлением мессианской эры?
Чтобы лучше почувствовать размах этой борьбы "за Б-га и человека", обратимся к истории Израиля - народа, который стоял на Синае. По ходу этого обзора мы увидим, что внутренняя борьба Израиля - это непрерывное чередование периодов Б-гоотрицания и Б-гопризнания, что свойственно истории человечества в целом. В то же время мы убедимся в неповторимости судьбы еврейского народа и в уникальности его миссии, ради выполнения которой он духовно растет и совершенствуется, чтобы стать истинным светочем для всего мира.
(продолжение следует)
Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»