Из цикла «В конце дней», темы: Конец времен, Ассимиляция, Галут, Земля Израиля, Пророчество, Рафаэль аЛеви Айзенберг, Геула
И не бывать зaдуманному вами, тому, о чем вы говорите: «Будем, как другие народы, служить дереву и камню» — «Жив я , — говорит Г-сподь, — рукою твердой, и десницей простертой, и яростью изливающейся воцарюсь над вами. И выведу вас из народов, и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы…» (Иехезкель, 20:32—33)
[Дварим, 11:16,17]: «Берегитесь, дабы не обольстилось ваше сердце, и не совратились вы, и не стали служить другим богам. и возгорится на вас гнев Б-га, и замкнет небо, и не будет дождя, и исчезнете вы скоро с прекрасной земли, которую Г-сподь дает вам.»
[Дварим, 28:58—67]: «Если не будешь соблюдать и исполнять все слова закона этого, напиcанныe в книге этой, и бояться не будешь этого почитаемого и страшного имени Г-спода, Б-га твоего, то обрушит Г-сподь удары ужасные на тебя и на потомство твое, удары мощные и верные, и болезни злые и постоянныe. И обратит на тебя все недуги Египта, которых ты боялся, и они пристанут к тебе. Также всякую болезнь и всякий удар, о которых не писано в книге закона этого, наведет Г-сподь на тебя, пока не будешь истреблен. И останется вас мало, — тогда как множеством были пoдoбны вы звездам небесным, — ибо не слушался ты голоса Г-спода, Б-га твоего. И будет: как радовался Г-сподь вам, творя добро и умножая вас, так возрадует Г-сподь врагов ваших, уничтожая вас и истребляя вас, и отторгнуты будете от земли, в которую вступаете для владения ею. и рассеет тебя Г-сподь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь служить божествам иным, неведомых ни тебе, ни отцам твоим, — дереву и камню. Но и между народами теми не успокоишься ты, и не будет покоя ступне твоей, а даст Г-сподь тебе там сердце встревоженное, тоску и скорбь души. И будет жизнь твоя висеть на волоске пред тобою, и в страхе будешь день и ночь, и в жизни твоей не будешь уверен. Утром скажешь: “О, если бы настал вечер!”, а вечером скажешь: “0, если бы настало утро!”, — от страха, которым будет объято сердце твое, и от зрелища, которое узришь перед глазами твоими.»
ЕВРЕИ, ПОТЕРЯВ НАДЕЖДУ НА ИЗБАВЛЕНИЕ ИЗ ГАЛУТА, ПОПЫТАЮТСЯ АССИМИЛИРОВАТЬСЯ, ОДНАКО СТРАНЫ РАССЕЯНИЯ ОСТАНУТСЯ ДЛЯ НИХ БЕЗЖИЗНЕННОЙ ПУСТЫНЕЙ:
в книге «Cифpa» [1] в пояснениях к словам Торы (Ваикра[2], 26:41) «… и уведу их в землю врагов их» сказано, что евреи, будучи изгнаны со своей земли, захотят жить жизнью народов, среди которых они рассеяны, и тогда исполнится сказанное пророком: «И не бьвать задуманному вами…»
Б-г вселит в сердца народов мира ненависть к евреям. Евреи будут гонимы отовсюду, пока Б-г не соберет их и не приведет в Эрец-Исраэль. Мецудат-Давид[3] комментирует слова пророка Иехезкеля «И вьшеду вас из народов… твердой рукой»: «И изолью Свою ярость, внушив в сердца народов ненависть к вам, дабы они изгнали вас из своей среды.»
[Иехезкель, 20:35]: «И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами — лицом к лицу.» Известный комментатор Танаха Малбим[4] поясняет: «Все страны мира будут для вас пустыней, где не сыскать человеку и самого необходимого. Пустыней будут вам все страны мира! Вы будете отделены там от людей, живущих в городах, и будете скитаться, что овцы, заблудшие и лишенные всего. Вам не разрешат покупать ни дома, ни поля, ни сады… И там я буду судиться с вами лицом к лицу, и там вы поймете, что невзгоды эти были не случайны, а постигли вас по воле Провидения, судившего вас за ваши поступки, — как ощущали отцы ваши в Синайской пустыне руку Б-га в любом наказании, постигшем их.»
В СИНАЙСКОЙ ПУСТЫHE, ПОСЛЕ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА, ОТЦЫ НАШИ ЯСНО ВИДЕЛИ ПУТИ ПРОВИДЕНИЯ. В СЕГОДНЯШНЕЙ ЖИЗНИ МЫ НЕ ОЩУЩАЕМ ВООЧИЮ ПPИCУTСТBИЯ Б-ГА В ЭТОМ МИРЕ, ПОТОМУ-ТО ТОРА И НАПОМИНАЕТ О COБЬlTИЯX ТЕХ ЛЕТ:
[Дварим, гл. 8]: «И помни весь путь, которым вел тебя Г-сподь, Б-г твой, вот уже сорок лет, по nуcтынe, дабы смирить тебя и испытать тебя, узнать, что в сердце твоем: будешь ли хранить заветы Его или нет? И Он смирял тебя, и томил тебя голодом, и питал тебя манной, которой не знал ты и не ведали отцы твои, дабы понял ты: не хлебом единым жив человек, а всем, что исходит из уст Г-спода, жив человек… и познаешь в сердце твоем: как наказывает отец сына своего, так Г-сподь, Б-г твой, наказывает тебя… Берегись, не забудь Г-спода, Б-га твоего, нарушая заповеди, законы и уставы Его, что заповедую я тебе ныне. Когда будешь есть и насытишься, дома хорошие возведешь и жить будешь в них, и размножится крупный и мелкий скот твой, и умножится у тебя серебро и золото, и всего у тебя будет вдосталь, да не станет надменным сердце твое и не забудь Г-спода, Б-га твоего… Не скажи в сердце своем: “Сила моя и крепость руки моей дали мне это богатство”. Помни Г-спода, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, чтобы исполнить тебе завет Свой, о котором Он клялся отцам твоим…».
ВО3ВРАЩЕНИЕ И3ГНАННИКОВ — «КИБУЦ ГАЛУЙОТ» (ДВА ЭТАПА).
[Рукописи Pамбанa[5], Ч. П, стр. 517]: «… Отсюда видно, что “геула” (избавление) не завершится за один раз. Ведь между указом Кореша[6] и постройкой Второго Храма прошло восемнадцать лет, и между исходом из Египта и восхождением в Эрец-Исраэль тоже прошло сорок лет …И будет в то время много бедствий и войн, а затем придут дни покоя и обещанных великих и страшных чудес.»
ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЗВРАЩЕНИЯ — В СОПРОВОЖДЕНИИ MHOГOЧИCЛEHHЬlX БEДCTBИЙ.
В Талмуде (трактат «Мегила»[7], 6,а) повествуется, как праотец Яаков молился перед Всевышним, дабы Он не дал Германии исполнить свой коварный замысел. «Каков же ее замысел»? — спрашивают там мудрецы, и отвечают: «Если они выйдут, — разрушат весь мир.»
[Иехезкель, 20:35—36]: «И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами — лицом к лицу. Как судилcя Я с отцами вашими в пустыне страны Египетской, так буду судиться с вами, — слово Г-спода Б-га!»
ПЕРЕД «КИБУЦ ГАЛУЙОТ» ЕВРЕИ НЕ ВОЗВРАТЯТСЯ К СВЯТОМУ ЗАВЕТУ, И ЛИШЬ ПО ПРЕБЫВАНИИ В «ПУСТЬНЕ БЕД» ПОСТИГНУТ, ЧТО НЕ ПОМОЖЕТ ИМ НИКТО, КРОМЕ ВСЕВЫШНЕГО:
[Теиллим[8], 107]: «Благодарите Г-спода, потому что добр Он, потому что навеки милость Его», — скажут избавленные Г-сподом от pуки врага. И из paзных стран собрал Он их — с востока и с запада, с севера и от моря. Заблудились они в пустыне, на дороге пустынной, города населенного не встретили. Голодны были и жаждали, ослабела душа их. И возопили они к Г-споду в бедствии своем — от нужды их Он спас их. и повел Он их дорогой прямой, дабы пришли они в город населенный. Пусть благодарят они Г-спода за милосердие Его и за чудеса Его пред сынами человеческими, ибо насытил Он душу жаждущую, душу голодную наполнил благом. Сидящие во тьме и мраке, окованные страданием и железом — ослушались они слов Б-жьих и решение Всевышнего отвергли; и подавил Он страданием сердца их — споткнулись, и некому помочь. И воззвали они к Г-споду в бедствии своем, и от нужды их Он избавил их. Вышел Он их из тьмы и мрака и узы их расторг. Пусть благодарят они Г-спода за милосердие Его и за чудеса Его пред сынами человеческими, ибо сокрушил Он двери мeдныe и засовы железные разрубил. Превращает Он пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод. и поселяет Он там голодных, и строят они город населенный.
В книге пророка Ошеа[9] (2:16—17) сказано: «…и приведу ее в пустыню, и обращусь к сердцу ее. И оттуда дам Я ей виноградники ее, и из долины скорби врата надежды.» — Здесь пророк сравнивает народ Израиля с женщиной, изменившей мужу своему. Поясняет И. Kapa[10]: «Oттуда» из Эрец-Исраэль; «дам я ей виноградники ее» — возвращу Мои обильные урожаи; «из долины скорби» — это земля Израиля, которая сейчас опустошена и скорбит.
[Иехезкель, 20:38]: «И выделю из вас мятежников и отступившихся от Меня: из страны пребывания их выведу, но в землю Израиля не войдут, — и узнаете, что Я Г-сподь.»
[Слова Рамбана, которые приводятся в книге «Браха мешулушет»[11] , стр. 47]: «Возможно: между двумя “кибуц галуйот” пройдет много лет, а это значит: над народом Израиля будут властвовать правители разных народов, дабы очистились преступники Израиля, как очищают в горне серебро, и подобно тому, как это было в Египте.»
[Иехезкель, 11:17—20]: «Поэтому скажи Израилю: “Так сказал Г-сподь Б-г: И созову я вас из народов и соберу вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля”. И придут туда и удалят из нее все мерзости и все гнусности ее. И дам я им серце одно, и дух новый вложу я в них; и извлеку из тела их сердце каменное, и дам им сердце из плоти, дабы следовали они Моим заповедям, и уставы Мои соблюдали, и выполняли их; и будут Моим народом…»
[Трактат «Санэдрин», 98,а]: Сказал рабби Ханинa[12]: До той поры сын Давида не придет, доколе не будут сокрушены все надменные в Израиле, как сказано (Цфания[13], 3:11—12): «… ибо тогда удалю высокомернорадостных твоих из среды твоей… и оставлю Я народ бедный и нищий среди тебя, и они будут полагаться на имя Г-сподне». Сказал рабби Симлай[14] со слов рабби Элиэзера, сына рабби Шимонa[15]: «До той поры сын Давида не придет, доколе в Израиле не сгинут все надзиратели и судьи, как сказано (Иешаяу, 1:25—26): И снова возложу руку Мою на тебя, и очищу тебя, словно щелочью, от всех примесей твоих… И вновь поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале.» — Поясняет Маарша[16]: «Здесь говорится о судьях-злодеях, — тех, что извращают справедливость» (т.е. судят по законам стран их исхода).
МЕЖДУ ДВУМЯ ЭТАПАМИ.
[Иpмияу[17], 31:6—7]: «…радостно пойте Яакову, ликуйте пред всеми народами; провозглашайте, славьте и говорите: “Спаси, Г-споди, народ Твой, остаток Израиля!” — Вот, я приведу их из страны северной и соберу их от краев земли… великое множество возвратится сюда.»
[Иешаяу, 54:7]: «На малое мгновение оставил я тебя, но с великим милосердием соберу тебя.»
[Мидраш «Танхума»[18], гл. Ноах]: Сказал рабби Шимон Бен-Гамлиэль[19]: «Существует предание: Иерусалим не будет отстроен до тех пор, пока не соберутся изгнанники.»
[Трактат «Брахот»[20], 49, а]: «Когда Г-сподь отстроит Иерусалим? — Когда соберет изгнанников Израиля.»
В ПЕРИОД ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗГНАННИКОВ СУДИМЫ БУДУТ ПРЕСТУПНИКИ:
[Иешаяу, 1:28]: «И отступники, и грешники сокрушены будут, исчезнут оставившие Г-спода.» — Поясняет Раши: «Отступники» — не верящие, что Тора дана Всевышним через Моше.
ПОСЛЕ СУДА НАД ПРЕСТУПНИКAMИ ВОЗВЫСЯТСЯ В ТРУБНОМ ГЛАСЕ ШОФАРЫ/21 ПРАВЕДНИКОВ, И ПРИДЕТ МАШИАХ:
[Трактат «Мегила», 17,б]: «По сокрушению преступников возвысятся роги праведников, как сказано (Теиллим, 75:11): И все роги нечестивых срублю и возвысятся роги праведников» — включая и родившихся неевреями, которые впоследствии добровольно приняли еврейство, с тем, чтобы праведно исполнять ее законы… и где же поднимутся их роги? в Иерусалиме, как сказано (Теиллим, 122:6): «Просите мира Иерусалиму, — спокойны будут любящие тебя» ( «все праведники, любящие Иерусалим» Маарша) …И когда Иерусалим будет отстроен, придет сын Давида, как сказано (Oшеа, 3:5): «Потом возвратятся сыны Израиля и будут искать Г-спода, Б-га своего, и Давида, царя своего…»
[Рамбам[22], «Законы царей», гл. 11, зак. 1]: «Царь Машиах встанет и возвратит царству Давида былую власть, отстроит Храм и соберет изгнанников Израиля.»
ПОСЛЕДНИЙ «КИБУЦ ГАЛУЙОТ», ПОСЛЕ РАЗГРОМА ГОГА НАРОДЫ САМИ ПРИВЕДУТ ПОСЛЕДНИХ ИЗГНАННИКОВ В ДАР ЦИОНУ:
Пророк Иехезкель, обращаясь к Гогу — правителю державы, которой предопределено в конце дней воевать против Израиля, говорит, что перед тем еврейский народ будет собран на своей земле (Иехезкель, 38:8—9): «После многих дней вспомянут будешь — в конце лет придешь ты в страну вернувшихся от меча, собранную из народов многих на горы Израиля, что опустошенными стояли всегда[23]; но народ Израиля выведен был из народов и поселились в уверенности все они и поднимешься, — словно бедствие великое придешь ты. Как туча, покрывающая землю, будешь ты и все отряды твои, народы многие с тобой.» А далее сказано ( 38:22—23): «И буду судиться с ним мором и кровью; и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него, и на отряды его, и на многие народы, которые с ним. и я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я — Г-сподь.»
[Цфания, 3:8]: «Потому: ждите Меня, — слово Г-спода, — до того дня, когда встану я для разорения народов, ибо приговор Мой — собрать народы, собрать царства, дабы излить на них гнев Мой, пыл ярости Моей, ибо огнем гнева Моего будет пожрана вся страна.» — Поясняет Радак[24]: «Здесь говорится о дне прихода Гога в Иерусалим.»
[Там же, 3:9]: «Ибо тогда я изменю язык народов и сделаю его чистым, дабы все призывали имя Г-спода, дабы служили Ему единодушно.» И вслед за этим написано: «Живущие по ту сторону рек Куша — Атарай и Бат-Пуцай — принесут дар Мне.» — Поясняет Радак: «Куш» — это Индия; «Атарай Бат-Пуцай — имена народов.»
[Иешаяу, 18:5]: «… Но еще до наступления жатвы, когда закончится цветение и созревающим плодом станет цветок, ветви срежет Он садовыми ножницами, побеги обрубит, отсечет.» (Поясняет Раши: «Обрубит, отсечет» — уничтожит командующих и помощников Гога, армию его и армию его приспешников.) и далее написано: «Тогда принесен будет дар Г-споду… на место имени Г-спода.., — на гору Цион…» — Поясняет Радак: «То — народы мира принесут Г-споду подарок — народ Израиля, как сказано: … и приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду…»
[Иешаяу, 66:18—20]: » А знаю я деяния их и мысли их; наступит время собрать народы и языки, и придут они и увидят славу Мою… И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду…»
[Пояснения Радака на стих из «Теиллим» (126:3) «Не расчитывайте на сановников, на сына человеческого, не он спасает»]: «Избавление евреев претворится через правителей народов, ибо Всевышний пробудит в их сердцах желание отпустить евреев на свою родину, как сказано: И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Г-споду.»
1. Сифра — книга комментариев к третьей книге Торы — «Ваикра.». Составлена Равом (с . прим. 16 к гл. 1) .
2. Ваикра («Левит» , в рус. пер.) — третья книга Торы, в которой в основном описываются законы жертвоприношений и правила ритуальной чистоты.
З. Мецудат-Давид комметарии к Танаху, составленные в 17 веке в Праге рабби Давидом Альтшулером и его сыном Иехизль-Гилелем.
4. Малбим (1809—1879) — аббревиатура имени рабби Меира-Лейбуша Бар-Иехизль-Михла, автора прекрасного комментария к Танаху, сочетающего глубокий анализ текста с обширными познаниями во многих областях науки.
5. Рамбан (1194—1270) — аббревиатура имени Рабби Моше Бар-Нахмана, величайшего комментатора Торы и Талмуда. Большую часть своей жизни провел в испанском городе Жерона. После открытого диспута с христианами, в котором Рамбан «имел нeoсторожность» победить, ему пришлось покинуть Испанию, спасаясь от гнева христианских фанатиков. После долгих скитаний в 1267 г. прибыл в Эрец-Исразль. В письме к оставшейся в Испании семье Рамбан писал: «Трудно передать, что я переживаю при виде этой разрушенной и пустующей земли. Чем больше святость места, тем более оно пострадало: Иудея разрушена больше Галилеи, а Иерусалим более всего. Но даже разрушенный, он прекрасен. В городе живут около двух тысяч человек, из них триста христиан, а евреев всего две семьи, и на субботы с трудом собирается миньян (десять мужчин, необходимых для проведения общественной молитвы) .» В связи с этим интересен комментарий Рамбана к предостережению Торы (Ваикра, 26:32—33) «И опустошу я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами.., и будет земля ваша пуста, а города ваши будут руинами»: «Это — благое предвестие для нас. Здесь говорится, что во времена изгнаний наша Страна не будет принимать врагов наших. А доказательство тому: нет в мире земли, кроме Эрец-Исраэль, которая раньше столь благоухала и процветала, а теперь так разрушена и пустует. Ведь с тех пор, как мы покинули ее, многие народы хотели утвердиться на ней, но не удалось им, так как не принимает она никого.» Скончался Рамбан в г. Акко и был похоронен в Хевроне около пещеры Махпела.
6. Кореш — он же Кир, персидский царь, разрещивший евреям вернуться из вавилонского изгнания на родину и отстроить Храм в Иерусалиме. Работы были начаты, но прерваны из-за интриг соседних народов, и только через восемнадцать лет постройка Второго Храма была завершена.
7. Мегила — трактат Талмуда, посвященный преимущественно уяснению законов и обычаев праздника Пурим, а также пояснению различных coбытий в истории еврейского народа.
8. Теиллим — книга псалмов царя Давида, содержащая спавословия и молитвы, охватывающие все стороны жизни еврейского наpoда в целом и каждoro еврея в отдельности.
9. Oшеа — жил в конце 7-ro — начале 6-ro вв. до н.э. во времена иудейских царей Узияу, Йотама, Ахаза и Хизкияу.
10. И.Кара — один из выдающихся комментаторов Торы, живший в конце 11-го — начале 12-го вв. во Франции (г. Труа) .
11. Браха мешулешет — «Тройное благословение».
12. Рабби Ханина — амора, живший в середине 3-го века.
13. Цфания — пророк, живший в 5-ом веке до н.з. во времена Иудейского царя Иошияу.
14. Рабби Симлай — амора, живший в Эрец-Исраэль в начале 3-го века.
15. Рабби Элиэзер, сын рабби Шимона Бар-Иохая — тана, живший во второй половине 2-го века.
16. Маарша (1555—1631) — аббревиатура имени Рабби Шмуэль-Элиэзера Айдельса, знаменитого комментатора Талмуда, жившего в Польше.
17. Ирмияу — пророк, живший в период разрушения Первого Храма. Писание рассказывает, что разрушению Храма предшествовали многочисленные нарушения евреями законов Торы, и Ирмияу от имени Б-га предупреждал народ о неминуемом бедствни, чем приобрел себе немало врагов. Когда вавилонский царь Невухаднэцар, покорив всю Иудею, держал Иерусалим в осаде в течении трех лет, голод в городе усилился настолько, что исполнилось самое страшное пророчество Ирмияу, записанное им в книге «Эйха» («Плач Ирмияу») еще задолго до осады Иерусалима: «… Разве бывалo, чтобы женщины ели плод чрева своего, — детей, возлелеянных ими… Язык младенца от жaжды прилипает к небу его, дети просят хлеба, но никто не отломит им куска. Те, что некогда ели лакомства, покинуты на улицах, а те, что выросли в багряницах, обнимают кучи мусора… Руки милосердных женщин варили детей своих; были те для них пищей во время гибели дочери народа моего!»
Во время осады Ирмияу продолжал пророчествовать о падении Иерусалима и упрекал его жителей, не желавших смириться перед Б-гом даже в условиях таких страшных мучений. Это послужило для врагов пророка причиной обвинить его в измене, и те бросили старца в яму. Однако царь Иудеи — Цидкияу, узнав об этом, тут же освободил пророка.
После разрушения Иерусалима и изгнания евреев из Эрец-Исраэль, Ирмияу был вынужден переселиться в Египет и находился там до захвата страны Нила вавилонянами. Невухаднэцар, взяв Египет, приказал привести пророка в Вавилон, где Ирмняу и оставался до конца своих дней.
18. Мидраш «Танхума» — сборник преданий устной Торы, комментирующих письменную Тору. Составлен в Эрец-Исраэль в 4-ом веке рабби Танхумой Бар-Аба.
19. Рабби Шимон Бен-Гамлиэль — тана, живший во второй половине 2-го века.
20. Брахот — трактат Талмуда о 3аконах молитв и благословений.
21. Шoфapы — poги, в которые будут трубить, возвещая о победе.
22. Рамбам (1135—1204) — аббревиатура имени Рабби Моше Бен-Маймона, великого еврейского ученого, мыслителя и медика, жившего в Eгиптe. Его книги о еврейских законах и еврейской мысли являются основным связывающим звеном между Талмудом и еврейскими мудрецами последующих поколений.
23. Я слышал от раввина Ицхака Зильбера, что из этого стиха можно заключить: Гог придет в Эрец-Исраэль после свершения четырех фактов:
1. Население страны будет состоять в основном из людей, спасшихся от смерти;
2. Они будут собраны из многих народов;
3. Будут собраны именно на территорни Эрец-Исраэль, а не где нибудь в другом месте;
4. До того страна была пустынной.
24. Радак (1160 — 1235) — аббревиатура имени Рабби Давида Кимхи, знаменитого комментатора Танаха, жившего в Нарбоне (юж. Франция) .
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»