Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
И таким образом становится понятным утверждение священной книги «Зогар» о том, что «Слушай, Израиль» — верхнее единство, а «Благословенно имя славы царства Его навеки» — нижнее единство.

И таким образом становится понятным утверждение священной книги «Зогар» о том, что «Слушай, Израиль» — верхнее единство, а «Благословенно имя славы царства Его навеки» — нижнее единство[1]. Ибо слово ваэд [«навеки»] — это эхад [«один», «един»] при перестановке букв[2]. Ведь цель и смысл этого ограничения и утаения, которым Всевышний, благословен Он, скрыл и утаил жизненную силу мира, заключается в том, чтобы мир являлся нам как нечто сущее само по себе. Всем известно, что мир сотворен для проявления царства Его, благословенного, а нет короля без народа[3]. Слово ам [«народ»] связано корнем со словом oмeмот [«скрытый», «затемненный»][4], — то, что отдельно, чуждо и отдалено от уровня короля. Даже если бы у короля было много сыновей, он не мог бы над ними царствовать. В той же мере он не может царствовать только над своими министрами — лишь «в народном множестве великолепие короля»[5].

Имя, указывающее на атрибут царства Его [Мал-хут], благословен Он, — это Ад-нут. Ибо Он — Властелин [адон] всей земли[6]. И следовательно, этот атрибут и это имя творят и поддерживают существование мира в том виде, в каком он есть теперь, — реально и отдельно существующим, а не совершенно лишенным бытия. Ибо в случае отдаления этого атрибута и этого имени, сохрани Б-г, мир возвратился бы к своему источнику в слове Б-га и в дыхании уст Его, благословен Он, и там обратился бы в полное небытие и совсем не назывался бы миром.

Понятие и категория «мир» относимо только к тому, что в пространстве и времени. Пространство — это восток и запад, север, юг, верх и низ, а время — это прошлое, настоящее и будущее. Но все эти категории не относимы к святым высшим атрибутам [Б-ra][7]. И лишь в связи с атрибутом Малхут, царства Его, благословенного, можно сказать, что Он, благословенный, царствует «наверху без конца и внизу без предела», а также во всех четырех направлениях. И также в отношении времени [сказано]: «Б-г царит, Б-г царил, Б-г будет царить»[8]. Следовательно, жизненная сила пространства, а также жизненная сила времени и их сотворение из ничего[9], и их существование все время, пока они существуют, происходят от атрибута Малхут и имени Ад-нут, благословен Он. И так как Малхут совершенным единством едина с Его сутью и сущностью, благословен Он, как это будет видно далее[10], пространство и время совсем не существуют по отношению к Его сути и сущности, как солнечный свет не существует в Солнце.

И это — соединение имени Ад-нут с именем Гавайе. Имя Гавайе указывает, что Он над временем, что «Он есть, был и будет» одновременно, как сказано («Раая мегеймана», глава «Пинхас»[11]). Он также и выше пространства — Он непрестанно творит все пространство во всех его аспектах: сверху и донизу и во всех четырех направлениях[12]. И хотя Он, благословенный, выше пространства и времени, все же Он пребывает внизу в пространстве и во времени, а именно — [Он] соединяется с Малхут, от которой исходят и получают существование пространство и время, и это — нижнее единство (соединение имени Гавайе с именем Ад-нут, благословен Он[13]). А именно — Его суть и сущность, благословен Он, называемая Эйн Соф, благословен Он, наполняет всю землю непосредственно во времени и пространстве, ибо в небесах наверху и на земле и во всех четырех направлениях все наполнено светом — Эйн Соф [-Всевышнего], благословен Он, в абсолютно равной степени. Ибо Он есть совершенно так же на земле внизу, как и в небесах наверху, ибо все это — категория пространства, не существующая в свете — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, и Он облекается в него [в пространство] через Малхут, которая с Ним, благословенным, едина. Но Малхут — Цимцум и утаение, она скрывает свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, чтобы время и пространство не лишились совершенно своего существования даже для нижних.

И теперь это станет понятным в соответствии со сказанным: «Я, Гавайе, не изменялся»[14]. Это означает, что совершенно нет никакой разницы, — так же, как только Он был до сотворения мира, так только Он есть и после того, как мир сотворен. И таков смысл слов: «Ты — Тот же до сотворения мира, Ты — Тот же и т. д.»[15] — без всякого изменения в сущности Его, или в Его знании, ибо знанием Себя Самого Он знает всех сотворенных, ибо все — от Него и не имеет существования по отношению к Нему, и, как писал Рамбам, благословенна его память, Он — знающий, и Он — знае-мое, и Он — само знание — все одно. И подобное невозможно ни сказать, ни выслушать, и не может сердце человеческое это постичь до конца. Суть и сущность и знание Всевышнего, благословен Он, — все совершенное единство, во всех аспектах и отношениях, во всех видах единства. Его знание по отношению к Его сути и сущности не есть нечто дополнительно присоединенное, как в душе человека знание дополняет суть его и соединено с ней. Когда человек изучает и познает что-либо, в нем была рациональная душа и до этого изучения и познания, а после того, как он это изучил и узнал, знание соединилось с его душой, и так изо дня в день. «Дни говорят, и многие годы сообщают мудрость»[16]. И это не простое, а сложное единство. Но Всевышний, благословен Он, есть простое единство, совершенно безо всякого сложения и без умножения. И потому неизбежно следует, что суть и сущность и знание Его — все совершенно едино безо всякого сложения. И потому так же, как никто в мире из сотворенных не может постичь суть Творца и Его сущность, так не может он постичь, что собой представляет Его знание. В его возможности лишь уверовать верой, которая выше разума и постижения, в то, что Всевышний, благословен Он, един и единствен, Он и Его знание — все абсолютное единство, и знанием Самого Себя Он воспринимает и знает всех существующих, верхних и нижних, до мельчайшего червячка и до мельчайшего насекомого, будь оно и в недрах земли. Ничто от Него не скрыто, и знание это совершенно не добавляет в Нем множественность и сложение, ибо это — не что иное, как Его знание о Себе, а Его сущность и знание — все одно. И так как это очень трудно представить себе нашим умом, сказал пророк: «Как небо выше земли, так пути Мои выше ваших путей, а Мои мысли выше ваших мыслей»[17], и написано: «Разве может Б-га найти испытатель и т. д.»[18], и написано: «Разве у Тебя глаза из плоти, разве Ты видишь как человек?»[19]. Ибо человек все видит и знает внешним для себя знанием, а Всевышний, благословен Он, — знанием Самого Себя». Таковы слова Рамбама. (См. Законы основ Торы[20], а мудрецы Кабалы согласились с ним, как это объясняется в книге «Пардес»[21] раби Моше Кордоверо, благословенной памяти.)

И в связи с этим нужно понять заблуждение некоторых, считающих себя мудрецами, да простит им Всевышний. Они впали в заблуждение и неверно истолковали, изучая труды раби Ицхака Лурии, да будет благословенна его память. Они буквально пеняли принцип ограничения, Цимцум, упоминаемый там, — что Всевышний, благословен Он, удалил Свою суть и сущность, да сохранит Б-г, от этого мира и лишь сверху печется о каждом в отдельности и обо всех творениях, что в небесах наверху и на земле внизу. Однако не только совершенно невозможно понимать Цимцум буквально, ибо такое понимание заимствовано из мира материального и перенесено на Всевышнего, Который отделен от него [этого мира] мириадами разделений до бесконечности, — то, что они утверждают, к тому же и не мудро, ведь они — «верующие и сыны верующих»[22][и им известно], что Всевышний, благословен Он, знает все творения в этом низком мире и печется о них, и потому Его знание о них не придает Ему множественности или добавления чего-то нового, ибо Он знает обо всем через знание Самого Себя, ведь у Него суть и сущность и знание — все это одно.

И об этом написано в книге «Тикуним», тикун 57: «Нет места, свободного от Него, ни наверху, ни внизу», а в «Раая ме^еймана», глава «Пинхас», написано: «Он охватывает все, и никто не охватывает Его… Он окружает все миры… и ничто не выходит из Его владений наружу, Он наполняет все миры… Он связывает и единит вид с видом его, верх и низ, и сближение четырех элементов[23] только в Нем, ибо Он в них»[24]. И смысл слов «никто не охватывает Его» таков: никто, [даже ни один] из всех высших интеллектов[25], не способен охватить постижением ума суть и сущность Всевышнего, благословен Он, как сказано в книге «Тикуним»: «Сокровенный из сокровенных, и мысль не постигает Его совершенно»[26]. И также в нижнем мире, хотя Он наполняет Собою йсе миры, но не так, как душа человека [наполняет] тело. Душа захвачена телом так, что и она подвергается его влиянию и изменениям, связанным с изменениями тела и его страданием от боли, холода, от жара огня и тому подобного. Но Всевышний не подвергается никаким изменениям в связи с изменениями в этом мире, со сменой лета и зимы, дня и ночи, как написано: «И тьма не темна Тебе, и ночь, как день, светит»[27], ибо Он совсем не захвачен мирами, хотя и наполняет их.

То же следует сказать о понятии «Он окружает все миры». Когда, например, человек созерцает своим разумом некую мудрость или что-либо материальное, мыслимое им, разум и мысль его охватывает ту вещь обрисованной в его мысли или разуме, однако реально, в действительности, они ее не охватывают. Но у Всевышнего, благословен Он, о Котором написано: «Ибо мысли Мои — не ваши мысли и т. д.»[28], — Его мысль и знание, которым Он знает все творения, охватывают каждое из них самым реальным образом, ведь в действительности оно [Его знание] есть жизненная сила творений, вызывающая их из небытия к реальному существованию[29].

А «наполняет все миры» — это жизненная сила, которая облекается в самом сотворенном существе. И она уменьшена великим уменьшением соразмерно с присущей ему природой как существа конечного и ограниченного своим количеством и качеством, достоинством своим и значением, как Солнце, тело которого конечно и ограничено количественно — величина его приблизительно в 167 раз больше земного шара[30], — а качество и достоинство его — это его свет. Есть также предел его возможности свечения, оно не может светить при бесконечном удалении, ибо оно — конечное творение. Так и все творения конечны и ограничены, ибо «от земли до неба 500 лет пешего пути и т. д.»[31].

Таким образом, жизненная сила, облеченная в них, находится в состоянии большого и сильного ограничения, ибо она должна сначала уменьшиться многократными и значительными ограничениями, пока не возникнут ее силой и светом творения, как они есть — конечные и ограниченные. Ибо источник жизненной силы — это дыхание уст Всевышнего, которое облекается в Десять речений Торы. Но дыхание уст Всевышнего могло распространиться бесконечно и беспредельно и сотворить количественно и качественно бесконечные и беспредельные миры и оживлять их на веки вечные, а этот мир не был бы сотворен вообще. (Ибо так же, как Всевышний, благословен Он, называется Эйн Соф [«Бесконечный»], так [же бесконечны] и все Его атрибуты и действия, «ибо Он и Его атрибуты — одно»[32], то есть жизненная сила, исходящая от Его атрибутов — Хесед и Рахамим и прочих Его святых атрибутов при их облечении в «дыхание уст Его»[33] — «Ибо Он сказал и стало»[34], «мир добротою [Хесед] строится»[35], «и ело — . вом Б-га и дыханием уст Его»[36], которое становится «сосудом» и «одеянием» этому атрибуту Хесед, «как та улитка, одеяние которой есть часть ее тела»[37].)

Но Всевышний, благословен Он, уменьшил свет и жизненную силу так, чтобы он смог распространиться от дыхания уст Его, и облек его в сочетания букв Десяти речений и в комбинации комбинаций через смены и перестановки самих букв, числовых значений и их эквивалентов, а каждая смена и подстановка указывает на нисхождение света и жизненной силы со ступени на ступень так, что он может создать и оживить творения, ступень качества и достоинства которых меньше ступени качества и достоинства творений, которые могут быть созданы буквами и словами самих Десяти речений, в которых облекается Всевышний, благословен Он. в славе и сущности Своей, так как [Десять речений] — это Его атрибуты[38]. Числовое значение указывает на постепенное уменьшение света и жизненной силы, пока не остается от него лишь последний уровень, сумма и количество видов сил и ступеней, заключенных в этом свете и жизненной силе, облеченной в этом сочетании [букв] данного слова.

(И после всех этих и подобных им сжатий, как установила мудрость Его, благословенного, свет и жизненная сила может облечься также и в нижних, в неодушевленных камнях и земле. Если взять, например, камень, то имя, которым»он назван [эвен], показывает, что корень его — от [Б-жественного] имени, числовое значение которого равно 52, [имя Бан, состоящее из букв «бейт» и «нун»[39]], а его дополняет буква «алеф», и она — от другого имени по причине, ведомой Творцу. Само имя Бан — в высочайших мирах, и только через многие и сильные уменьшения от ступени к ступени от Него спустилась вниз очень и очень небольшая жизненная сила, так что она может облечься в камне, и это — душа неодушевленного, оживляющая и творящая его из ничего ежесекундно, как объяснялось выше[40]. И это — «наполняющий все миры», а «окружающий все миры» [относится к сотворенному совершенно] иначе.)

И каждая сила и ступень [жизненной силы] может создавать творения в соответствии со своим уровнем также и бесконечно и беспредельно количественно и качественно и оживлять их навеки, так как это — сила Всевышнего, благословен Он, распространяющаяся и эмалируемая от дыхания уст Его, и нет ей препятствия. Однако их качество не будет на таком же высоком уровне, как качество и достоинство творений, которые могут быть сотворены от самой силы и ступени букв.

К главе седьмой

[1] Зогар, часть 1, стр. 186.

[2] Зогар, часть 2, стр. 134а. Согласно с правилами еврейской грамматики, буквы делятся на несколько групп по принципу их произношения. Внутри каждой группы буквы могут заменять друг друга. Буквы «алеф», «гей», «вав», «йод» составляют одну из таких групп. Они служат огласовкой тех букв, за которыми следуют, и произносятся с ними на одном дыхании, а иногда совсем не произносятся. Другая группа — «алеф», «хет», «гей», «айн». Это гортанные, в которых огласовка очень стойкая. Верхнее единство, единство мира Ацилут, — неощущение себя существующим. Нижнее единство — когда сотворенный сознает, что лишь Творец существует, но почувствовать это он не в состоянии. Это отражается в превращении эхад в ваэд. Источник жизненной силы («алеф») продолжается вниз («алеф» превращается в «вав» — линия продолжения), затем облекается в высшую мудрость (Хохма илаа), но в основном только в семь ее нижних ступеней («хет» превращается в «айн», числовое значение которой 70), затем создаются сотворенные миры через буквы речи (дибур, буква «далет»). Но в слове эхад пишется большая буква «далет» (единство с Источником, верхнее единство), а в слове ваэд — «далет» обычная, так как в сотворении миров, кажущихся существующими (нижнее единство), участвуют буквы речи, уже реализованной, в полной мере облеченной в форму. (Из комментариев последнего Любавичского Ребе.)

[3] Сефер Гахаим, Геула, гл. 2; Рабейну Бахья, Ваешев, 38:2; Пиркей дераби Элиэзер, гл. 3 и др.

[4] Ср. комм. Раши к Шофтим, 5:14.

[5] Мишлей, 14:28.

[6] Йегошуа, 3:11,13.

[7] То есть к девяти высшим атрибутам, или сфирот. Сфира Малхут — десятый атрибут, самая нижняя ступень из всех десяти.

[8] Из утренних молитв. Стихи из книги Тегилим, 93:1,10,16; Шмот, 15:18.

[9] Время — также сущность, сотворенная из ничего, ибо оно зависит от движения творений, а вое, что неотделимо от сотворенного, также неминуемо является сотворенным. Время, бесконечно делимое на части, не может быть бесконечным, ибо бесконечность неделима и проста. А как конечная сущность время должно быть сотворенным из ничего.

[10] См. ниже, гл. 8.

[11] Зогар, часть 3, стр. 2576.

[12] При соединении букв имени Ад-нут с буквами имени Гавайе буква «йод» из имени Гавайе стоит на первом месте, то есть в этом сочетании имен доминирует имя Гавайе. Это указывает, что пространство и время теряют свое значение, и это — высшее единство. См. также прим. к главе 6. Об этой ступени единства говорится в первой части молитвы «Слушай, Израиль… Всевышний един», то есть Он — один, и, кроме Него, ничто не обладает существованием.

[13] При соединении букв имени Гавайе с буквами имени Ад-нут буква «алеф» из имени Ад-нут стоит на первом месте. Это указывает на существование пространства и времени, но они проникнуты именем Гавайе, Бесконечного. И в книге Зогар сказано, что молитва «Благословенно имя славы царства Его навеки» выражает нижнее единство. «Царство Его» указывает на конечную, материальную сущность, проникнутую сущностью Б-га.

[14] Малахи, 3:6.

[15] Из утренних молитв.

[16] Ийов, 32:7.

[17] Йешаягу, 55:9.

[18] Ийов, 11:7.

[19] Ийов, 10:4.

[20] Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 2:9,10.

[21] Шаар магут вегангага, 13.

[22] Шабат, 97а.

[23] Огонь, воздух, вода и земля — четыре элемента, из которых складывается все сотворенное, как материальное, так и духовное. Ср. Тания, часть 1, гл.

[24] Зогар, часть 3, стр. 225а.

[25] Ангелы, согласно Рамбаму (Морэ невухим, 1:49), бестелесны, существование их не связано с пространством. Друг от друга они отличаются уровнем и объемом постижения, поэтому они названы «высшими интеллектами».

[26] Введение к книге Тикуней Зог ар

[27] Тегилим, 139:12.

[28] Йешаягу, 55:8.

[29] Ср. Тания, часть 1, гл. 48.

[30] См. Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 3:8; введение к комм, к Мишне. Разницу между этим определением и утверждением современной астрономии, что Солнце около 5/4 миллиона раз больше Земли, последний Любавичский Ребе объясняет следующим образом: определение современной астрономии имеет в виду объем Солнца, Рамбам же имеет в виду его диаметр. По современным данным, диаметр Солнца равен примерно 110 диаметрам Земли (а не 170, как утверждает Рамбам в другом месте), однако это определение учитывает не все зоны Солнца. Внешние слои Солнца время от времени то сжимаются, то расширяются, и не все они доступны прямому наблюдению (наблюдаются лишь некоторые связанные с ними явления). Поэтому их измерение сопряжено с особыми трудностями. Не учитываются при этих измерениях и протуберанцы. Произведенные измерения показали, что Солнце было расширено — его диаметр превышал более чем в 170 раз диаметр Земли — и впоследствии подверглось сжатию.

[31] Хагига, 13а.

[32] Введение к книге Тикуней Зогар.

[33] «Дыхание уст Его» — также бесконечно, и только при облечении в Десяти речениях Торы возможно сотворение конечного мира.

[34] Тегилим, 33:9.

[35] Тегилим, 89:3.

[36] Тегилим, 33:6.

[37] Брейшит раба, 21:5.

[38] Пардес, Шаар 2, 3—6. См. ниже, гл. 11. В Десяти речениях светит свет десяти сфирот.

[39] Четыре буквы имени Гавайе могут быть произнесены по-разному. Каждый из этих видов произношения имеет иное числовое значение. См. Тания, часть 1, гл. 46, прим. 25.

[40] В гл. 1 и 2.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»