Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Душа, Каббала, Тания, Качества Творца
И чтобы подробнее объяснить слова януки, приведенные выше[1], нужно прежде объяснить — так, чтобы в какой-то мере это стало ясным, — понятие пребывания Шхины. Шхина пребывала в Святая святых, а также в других местах, где Она пребывала. Как это понимать? Ведь слава Его наполняет всю землю, и нет места, где бы Он не был. [Чтобы в этом разобраться, следует исходить из того, что] написано: «И из плоти моей узрю Б-га»[2]. Подобно тому, как человеческая душа наполняет все 248 членов тела, от головы и до ног, и все же в основном душа пребывает в мозгу его, и из мозга она распространяется во все члены, и каждый член получает от нее жизнетворность и силу, подходящую для него, в соответствии с его составом и свойством: глаз — чтобы видеть, ухо — чтобы слышать, рот — говорить, ноги — ходить, как это явно ощутимо, ведь мозг чувствует всякое сообщение влияния 248 членов и все с ними происходящее. Однако разнообразие сил и жизнетворности в членах тела не зависит от души, от сущности ее и сути. Суть ее и сущность не подразделяется на 248 частей, облекающихся в 248 местах, в соответствии с формой и расположением членов тела, ибо в таком случае сущность и суть ее должна была бы иметь материальную структуру, и образ, и форму в соответствии с формой тела, да сохранит Всевышний от подобной мысли, но она вся — одна простая духовная сущность, лишенная всякой материальной структуры и ограничений пространства, меры и границы, свойственных материальному, так как она — суть и сущность души, а о сути и сущности нельзя сказать, что она находится в мозгу, который в голове, в большей степени, чем в ногах, так как суть и сущность ее не связаны с понятием и категорией материального пространства и ограничения, и лишь 613 видов сил и жизнетворное™ заключены в душе, в ее сути и сущности, дабы стать явными и выйти из потенциального состояния и оживлять 248 членов и 365 кровеносных сосудов, находящихся в теле, через их облечение в ви-тальную душу, которая также заключает в себе эти 248 и 365 [видов] сил и жизнетворности.
И о проистечении всех 613 видов сил и жизнетворности из души, где они находятся в состоянии утаения, к телу, дабы его оживлять, сказано, что в основном место и пребывание этого проистечения и этого раскрытия целиком в мозгу, который в голове. И потому мозг первым получает надлежащую ему силу и жизне-творность в соответствии с его сложением и свойством, и это — Хохма, Бина и Даат, и силы мышления, и все, что имеет отношение к мозгу, и не только это, но и общность всех проистечении жизненной силы к остальным членам также заключена и облечена в мозгу, который в голове, и там — основа и корень этого проистечения в состоянии раскрытия света и жизненной силы всей души в целом, а оттуда распространяется отражение ко всем остальным членам, и каждый из них получает силу и жизнетворность, для него подходящую, в соответствии с его составом и свойством. Сила зрения раскрывается в глазу, а сила слуха — в ухе и т. д. И все силы распространяются от мозга, как известно, и там — основное место пребывания всей души в состоянии раскрытия, ибо там раскрывается в общем распространяющаяся из нее жизнетворность. Только силы общей жизнетворности светят и распространяются оттуда ко всем органам тела, подобно свету, распространяющемуся и светящему от солнца в самые укромные уголки (и даже сердце получает от мозга, и потому мозг властвует над ним по природе своей, как о том уже говорилось[3]).
И совершенно так же, если воспользоваться этим как сравнением, Эйн Соф, благословен Он, наполняет все миры, дабы их оживлять. А в каждом мире есть бесчисленное и неограниченное множество творений, несметное множество видов ступеней ангелов и душ и т. д. А также и множество миров бесконечно и неограничено, один выше другого и т. д. А суть и сущность Эйн Софа, благословен Он, одинакова по отношению к верхним и к нижним, подобно душе, как о том говорилось выше и как сказано в книге «Тикуней Зогар»: «Он — Сокровенное всех сокровенных», то есть даже в верхних сокровенных мирах Он утаен и скрыт внутри них так же, как Он утаен и скрыт в нижних мирах, ибо «мысль совершенно не постигает Его» даже в верхних мирах. И значит, так же, как там Он есть, совершенно так же Он есть и в нижних.
Разница между верхними и нижними мирами — в проистечении жизнетворности, которую Эйн Соф, благословен Он, продолжает вниз и светит в состоянии раскрытия утаения (и в этом одна из причин, что влияние и проистечения жизнетворности называются светом в порядке сравнения), дабы оживлять миры и творения, которые в них. Верхние миры получают [жизне-творность] немного более явно, чем нижние, и все творения в них получают каждое в соответствии с силой его и свойством, и это — свойство и категория частного проистечения, которое Эйн Соф, благословен Он, продолжает вниз и [которым] светит каждому из них.
А нижние миры, даже духовные, не получают [жизнетворности] столь явным образом, но во многих одея-. ниях, в которые Эйн Соф, благословен Он, облекает жизнетворность и свет, которые Он продолжает вниз и которыми светит им [мирам], дабы их оживлять. И столь крепки и сильны одеяния, в которые Эйн Соф, благословен Он, облекает свет и жизнетворность и в которых Он скрывает их до такой степени, что Он сотворил ими непосредственно этот материальный и вещественный мир, и дает ему существование, и оживляет его жизнетворностью и светом, которые он продолжает вниз и светит [ими] ему, свет, облеченный, и прикрытый, и утаенный во многих и сильных одеяниях, скрывающих и утаивающих свет и жизнетворность до такой степени, что не виден и не ощутим никакой свет и [никакая] жизнетворность, а только материальные, вещественные тела, которые кажутся безжизненными, но в них есть свет и жизнетворность, из ничего постоянно вызывающий их к существованию, дабы они не стали снова полным небытием, как это было прежде. И этот свет — от Эйн Софа, благословен Он, и только Он облекся во многие одеяния. И как сказано в книге “Эц хаим”, что свет и жизнетворность материального земного шара, видимого телесным глазам, — от [ступени] Малхут сфиры Малхут мира Асия, а в ней — Малхут мира Йецира и т. д., так что внутри всех — десять сфирот мира Ацилут, единых с Эманирующим, Эйн Софом, благословен Он.
[1] В гл. 35.
[2] Ийов, 19:26.
[3] В гл. 12.
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.