Сказано в Торе (Дварим 27, 16): «Проклят злословящий отца своего и мать свою!» Даже если родители ведут себя неадекватно, неумно, непристойно, те сын или дочь, которые их обидят или будут позорить, даже намёком, — прокляты Всевышним. И еврейский суд наказывает таких сына или дочь очень строго. Необходимо прилагать все усилия, чтобы ни при каких обстоятельствах не повышать голос, не грубить и не огорчать родителей.
Сыну или дочери, которые проклинают родителей при их жизни или после смерти и упоминают в проклятии имя Всевышнего, полагается самый страшный из четырёх видов смертной казни. Если же в проклятии не было упомянуто имя Б-га, то, хотя дети и совершили величайшее нарушение Торы, смертная казнь не применяется.
Тот, кто ударил отца или мать, и при этом на их теле остался синяк, рана или удар привёл к глухоте — подлежит смертной казни. В случае, когда удар не привёл к вышеперечисленным травмам, на таком сыне или дочери неискупимый грех, но казни они не подлежат.
Если имели место проклятия или побои, не помогает даже то, что постфактум родители готовы простить, и во времена Храма таких сына или дочь казнили. В наше время, когда не применяются казни, полагающиеся за преступления в соответствии с еврейским правом, на таком человеке остаётся невероятно тяжкий грех.
Может ли человек лечить своих родителей?
Если отцу или матери необходимо пройти какую-либо медицинскую процедуру, сопряжённую с болью, включающую уколы, разрезы, или даже если просто необходимо вынуть занозу, это должен сделать посторонний человек, а не сын или дочь. Даже с целью лечения отца или матери запрещено нанести им физическую травму. Когда нет возможности, чтобы это сделали посторонние люди — это очень дорого, или сын или дочь могут это сделать намного качественнее, чем кто-либо другой — разрешено сыну или дочери лечить родителей, всячески остерегаясь причинить им напрасные раны и физические повреждения.
Иногда родителям, согласно мнению врачей, вредят какие-либо продукты, напитки, действия. Нет обязанности у детей выполнять желания родителей, если они просят то, что им запрещено.
Сидеть на месте, где обычно сидят отец или мать.
Заповедь Торы «бояться родителей» подразумевает запрет фамильярности в общении с родителями, сохранение почтительной дистанции в отношениях с ними. Одним из проявлений этого является соблюдение запрета сидеть на месте, предназначенном для отца или матери. Это может быть постоянное место за обеденным или субботним столом, место в синагоге, на службе и т.д. Стоять в этом месте не возбраняется. Но если у отца или матери есть определённое место, где они обычно стоят — трибуна, сцена и т.п. — детям запрещено стоять в этом месте. Занимать место родителей в их присутствии является выражением непочтительного отношения к ним. Но и когда родителей нет, запрещено сидеть на их постоянном месте, т.к. этим человек как бы уравнивает себя с ними. Данный запрет распространяется на пользование стулом или креслом, на котором обычно сидит отец или мать.
Во время торжественных застолий, заседаний, дискуссий, в которых принимают участие и родители, и дети, если родители сами хотят, чтобы их дети сидели рядом, то детям разрешено сидеть на соседнем с родителями месте. И на месте, где родители сидят обычно, детям разрешено сидеть, если родители позволили им это. На стул, которым постоянно пользуется отец или мать, разрешено вставать для того, чтобы снять что-либо сверху. Если родители сменили привычное место на другое, поменяли стул, которым обычно пользовались, на другой, а также после смерти родителей детям разрешено сидеть на их бывших местах.
О кроватях родителей существует спор раввинов: разрешено ли детям на них сидеть или лежать без специального разрешения родителей.
Нет запрета носить обычную одежду, принадлежащую родителям. Однако если речь идёт о специальной одежде или обмундировании, ношение которых говорит о величии, почёте или власти, детям запрещено надевать их без специального разрешения родителей. Данный запрет, как и запрет сидеть на месте, предназначенном отцу или матери, распространяется и на ситуации, когда родители находятся в другом месте.
Запрет противоречить родителям и перебивать их.
Запрещено возражать на то, что сказали родители. Если отец или мать утверждают что-либо, их сыну или дочери запрещено говорить наоборот.
То, как великие мудрецы Торы и праведники уже в детстве остерегались перечить родителям, порой намного больше, чем этого требует буква закона, вызывает восхищение. Рассказывают о раби Аврааме Мордехае из Гур, который вместе с другими юношами из йешивы своего отца, автора книги Хидушей а-Рим, сидел на уроке отца. Большинству учеников было тяжело понять глубину слов великого мудреца Торы. По окончании урока, перед тем, как выйти, ребе спросил сына на идише: «Ну, ты тоже не понял?» Сын промолчал. А когда Рав вышел, он разъяснил товарищам то, что они затруднялись понять. Когда отец узнал об этом, он спросил сына, почему тот промолчал. Ответил раби Авраам Мордехай, что если бы отец спросил его, понял ли он, он бы ответил, что понял. Но поскольку вопрос был задан в другой форме: «Ты тоже не понял?», сын, не желая перечить отцу, не хотел ответить: «Нет, я понял».
Если отец или мать с кем-то дискутируют, спорят, детям запрещено не только выражать солидарность с оппонентом родителей, но и поддерживать точку зрения отца или матери. Такая солидарность выглядит как панибратство, уравнивание себя с родителями. Запрет этот распространяется только на те случаи, когда дети высказывают свою точку зрения в присутствии родителей. Когда родители не присутствуют при споре, разрешено поддержать их точку зрения.
Разрешено полемизировать и дискутировать с родителями в уважительной форме, задавать вопросы, высказывать несогласие, отстаивать своё мнение. Если отец или мать спрашивают, разрешено им ответить, даже если ответ в корне противоречит их мнению.
Запрещено перебивать родителей. Когда родителей спрашивают о чём-либо, детям запрещено отвечать вместо них. Если родители порицают, ругают, сыну или дочери запрещено оправдываться в форме, которая может быть воспринята как спор с родителями, даже если они считают, что обвинение ошибочно. Разрешено объясниться и оправдаться в почтительной форме, не противореча тому, что они говорят.
Запрет называть родителей по имени.
Запрещено детям называть родителей по имени, как в их присутствии, так и в случае, когда родители находятся в другом месте. При обращении к ним следует использовать слова «папа» и «мама».
В присутствии родителей, которые носят редкие имена, запрещено называть по имени других людей, которых зовут так же, как отца или мать, чтобы родители не подумали, что сын или дочь обращаются к ним по имени. Когда речь идёт о распространённых именах, разрешено называть по именам тёзок родителей в присутствии родителей. Когда читают вслух книги, статьи, газеты в присутствии родителей, разрешено произносить имена, идентичные именам родителей, даже если это редкие имена.
Когда молятся о родителях, разрешено упоминать их имена в молитве и нет обязанности прибавлять «отец, наставник мой» и «мать, наставница моя». В благословении после трапезы, Биркат а-Мазон, а также в молитве Изкор при упоминании родителей принято говорить «отец, наставник мой», «мать, наставница моя».
Когда спрашивают имя родителей при заполнении бланков, анкет и т.п., разрешено упомянуть имя отца и матери в уважительной форме.
В некоторых еврейских общинах принято не жениться и не выходить замуж за человека, которого зовут так же, как мать или отца. Существуют различные объяснения этому. Одно из них: чтобы не произносить имя родителей, когда будут в их присутствии обращаться к супругу или супруге.