Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Месяц Кислев, Еврейский календарь, Реувен Пятигорский
Третий месяц еврейского года, если считать с Рош-Ашана. Знак месяца — Стрелец, на иврите — Кешет, боевой лук. Соответствует Иссахару, одному из двенадцати сыновей нашего праотца Яакова. Колено Иссахара прославилось в изучении Торы; учение связано с мудростью; символ мудрости — огонь, свет, Менора. Не случайно, именно в кислев произошли события Хануки (чудо с Менорой Храма). Праздник Хануки начинается 25-го числа месяца кислев. Каждый день прибавляем по одной свече. События, юбилеи и «йорцайты» (годовщины смерти мудрецов и праведников) в месяце кислев:
2-го числа умер один из самых известных учителей нашего времени раби Аарон Котлер, основатель ешивы в Лейквуде, Нью-Йорк, (1962);
5-го умер знаменитый талмудист Польши и Литвы, раби Шмуэль Элиэзер Эйдельс (Маарша, 1631);
10-го умер выдающийся раввин из Слуцка, основатель ешивы «Эц Хаим» в Иерусалиме, раби Исер Залман Мельцер (1953);
12-го умер большой талмудист, раби Шломо Лурье из Люблина (Мааршаль, 1573);
13-го умер амора Равина бар рав Уна, последний редактор Вавилонского Талмуда (499 год н.э.);
15-го — день рождения Реувена, старшего сына Яакова-Авину (2194 год от Сотворения мира; умер в тот же день года в возрасте 124 лет);
15-го скончался великий тана раби Йеуда Анаси, составитель Мишны (193 год н.э.);
17-го умер раби Йосеф Йозель Гурвиц, известный деятель «мусара», основатель Новогрудской ешивы под Минском (1919);
19-го умер прославленный хасидский цадик — Магид из Межерич, раби Дов-Бер (1872);
25-го — освящение Храма Маккавеями (Ханука, 164 год до н.э.);
26-го умер знаменитый талмудист раби Авраам из Поскьеры (Раавад, 1198);
29-го умер раби Хизкия ди-Сильва из Ливорно, автор одного из важнейших комментариев на Шульхан-Арух — «При Хадаш» (1697).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.