Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первым примером проявления бережного отношения к чести и достоинству отца служит поведение сыновей Ноаха Шема и Йефета, которые, закрывая наготу отца одеждой, приблизились, повернувшись спиной. Они поступили так, чтобы даже в мыслях не допустить пренебрежения по отношению к родителю (см. Брейшит 9:23).

В наше время пожилых родителей нередко отправляют в дом престарелых. Такое решение, принятое молодой семьей, весьма распространенное явление. Часто это бывает против воли родителей. В лучшем случае они с горьким вздохом «осознают», что «обременять молодых нехорошо». Нетрудно догадаться, что даже для самых «сознательных» пап и мам этот переезд очень нежелателен. Как же должна поступать молодая семья, когда содержать пожилых родителей становится непросто?

Конкретного ответа мы давать не будем. Закон Торы подразумевает определенные ситуации, когда дети имеют право переложить заботу о родителях на других, поэтому каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Попробуем лишь понять подход к решению этого сложного вопроса, пользуясь нашими древними источниками.

Одна из заповедей Торы — «почитание отца и матери». В главе «Итро» книги «Шмот» Тора провозглашает: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Б-г, Всесильный твой дает тебе». Творец этого мира не просто повелевает исполнять эту заповедь, Он также обещает продлить годы жизни каждого, кто серьезно относится к ее исполнению. В своем комментарии на этот отрывок выдающийся РАШИ (Рабейну Шломо Ицхаки (1040 — 1105 г.г.) говорит, что в той же мере как при почитании родителей Вс-вышний увеличивает годы жизни, так же в случае плохого отношения к ним, сокращает. Кроме этого, утверждает «Пеле Йоэц» (Рабби Элиэзер Папо), как ты поступаешь со своими родителями, того же ожидай и от своих детей по отношению к тебе.

Первым примером проявления бережного отношения к чести и достоинству отца служит поведение сыновей Ноаха Шема и Йефета, которые, закрывая наготу отца одеждой, приблизились, повернувшись спиной. Они поступили так, чтобы даже в мыслях не допустить пренебрежения по отношению к родителю (см. Брейшит 9:23).

Кстати сам Ноах — единственный праведник, спасшийся со своей семьей от потопа — был спасен Вс-вышним именно в заслугу этой заповеди. Древняя книга «Тана двей Элиягу» говорит о том, что сын первого человека Шет, заботился о своем отце Адаме. Сын Шета Энош в свою очередь помогал своему отцу. Когда же попросили Эноша, чтобы он позаботился также о своем дедушке, он мягко отказался, мотивируя свой отказ тем, что о дедушке он заботиться не обязан. Сын Эноша Кейнан тоже кормил и содержал своего отца, а о дедушке Шете печься не пожелал. Так же вели себя несколько следующих поколений до Ноаха (от Адама до Ноаха — 10 поколений), который принял на себя заботу о всех своих дедушках и прадедушках, доживших до той поры. (А тогда, как известно, жили до 900 лет и больше). Праведные дела Ноаха оценил Вс-вышний, который спас именно его семью от потопа. Когда современники Ноаха должны были погибнуть за свои грехи, именно Ноаху сказал Творец: «Войди ты со своим семейством в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо мной в этом поколении». (Брейшит 7:1).

О том насколько велика плата за выполнение заповеди о почитании родителей повествует также мидраш «Асерет адиброт». В нем рассказывается о раби Еошуа бен Элем — знаменитом мудреце древней эпохи. Однажды во сне он услышал: «Радуйся, что ты и Нанас-мясник рядом будете в Ган Эден (будущем мире), и твоя доля будет равна его доле». Раби Еошуа очень встревожился: «Горе мне. С раннего детства я занимаюсь служением Творцу и непрерывно учу Тору. Не проходил и двух метров без тфилин и цицит, поставил на ноги 80 учеников, и приравнивают мои поступки с поступками Нанаса-мясника?!» Тут же объявил раби Еошуа ученикам, что не войдет в Бейт Мидраш (место, где учат и преподают Тору), пока не узнает, кто такой Нанас-мясник. Он отправился в путь, шел из города в город, всюду расспрашивая о Нанасе-мяснике, пока, наконец, не обнаружил его местечко. Жители небольшого селения недоумевали — — зачем великому праведнику понадобился этот простолюдин. Нанас тоже никак не хотел верить, что сам раби Еошуа бен Элем им интересуется. Но однажды мудрец постучал в дверь мясника. Нанас, увидев его, в страхе упал на колени:

— Чем я удостоился вашего посещения, Венец Израиля?

— Расскажи мне, чем ты занимаешься? — спросил раби Еошуа.

— Я простой мясник. Есть у меня старенькие папа с мамой, которые уже не в силах стоять на ногах. Изо дня в день я их одеваю, кормлю и омываю…

Встал раби Еошуа, поцеловал мясника и воскликнул:

— Счастлива моя доля, что заслужил я быть с тобой рядом в Ган Эден!

Само собой большая плата за заповеди не является основной причиной их исполнения. Тот союз, который был заключен между Вс-вышним и евреями при получении Торы, подразумевает безоговорочное исполнение тех обязательств, которые евреи на себя приняли. Вместе с тем важно осмыслить каждую заповедь Торы и уже то, что за соблюдение конкретной заповеди Творец установил высокую плату, говорит нам, что она особенно важна.

Автор книги «Хинух», имя которого неизвестно, утверждает, что из повеления почитать родителей мы учим насколько необходимо каждому из нас работать над качеством элементарной благодарности и, в частности, быть признательными тому, кто помог нам появиться на свет и вложил много сил, чтобы поставить нас на ноги. Тот, у кого есть это качество, может в дальнейшем достичь больших высот в служении Вс-вышнему, так как такой человек осознает, что и Творцу он многим обязан. Неблагодарный же кроме собственного «я» никого не видит. Для такого не существует ни родителей, ни Вс-вышнего. Все, что мешает личному комфорту, не вписывается в его жизненную программу.

Изменить окружающий нас мир мы не беремся, однако исправить самих себя, быть более чуткими к другим людям и тем более к тем, которым мы многим обязаны, каждому по силам.


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Уровень человека 20. Пути упования. Глава 2

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Кицур Шульхан Арух 104. Законы Холь аМоэд

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд

Уровень человека 6. Вехи человечества. Эпоха ешив

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.

Как поступает человек, отец которого не оставил ему в наследство денег?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»