Из цикла «История еврейского народа», темы: Хашмонаим, Война, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть, Рим
Упразднение Санхедрина
После ухода Помпея Гиркан остался наместником Иудеи, подчинявшимся Габинию — римскому правителю в Дамаске. В действительности страной управлял не Гиркан, а его советник Антипатр, власть которого народ не хотел признавать.
Когда сын Аристобула Александр бежал из плена, он нашел много единомышленников, собрал большую армию и попытался свергнуть своего дядю. Габиний пришел на помощь Гиркану, разбил армию Александра и вторично увел того в плен. Это произошло в 3703 году (57 год до н.э.).
Стремясь ослабить Иудею, Габиний лишил полномочий Санхедрин — Высший Суд — духовный центр еврейского народа. Во времена кровопролитных войн и волнений влияние Санхедрина на народ было гораздо сильнее, чем власть политических деятелей. Габиний разделил Иудею на пять провинций, каждая из которых имела свои малый Санхедрин. В этом шаге мудрецы того поколения увидели угрозу тотального разрушения. Они говорили: «С тех пор как упразднен Санхедрин, перестали слышаться песни радости». Молитвы 9-го ава оплакивают утрату Санхедрина как величайшее горе. Однако Габиний не достиг своей цели полностью. Место Санхедрина в Иерусалиме занял главный Бейт амидраш (Дом Учения), который тогда возглавлял Шамай. Этот Бейт амидраш стал духовным центром народа Израиля.
Аристобул не отказался от борьбы за царский престол. Вместе с сыном Антигоном в 3704 году (56 год до н.э.) он бежал из Рима. Прибыв в Иудею, они собрали под свои знамена тысячи воинов, однако их войска были разбиты Габинием. В этой войне Антипатр встал на сторону римлян. Чтобы успокоить народ, преданный дому Хашмонеев, Габиний оставил титул наместника за Гирканом, но истинным правителем страны по-прежнему оставался Антипатр.
Между молотом и наковальней
По примеру большинства наместников Габиний притеснял жителей Иудеи вовсе не для блага римских властей, а для собственного обогащения. Сменивший Габиния Красс был еще хуже — он начал грабить святой Храм. Прошло немного времени, и Красс погиб во время войны с парфянами.
Победа парфян вселила в сердца евреев надежду на избавление от римского владычества. Большая часть народа восстала против поработителей, но римский наместник Кассий разгромил еврейскую армию. Около тридцати тысяч евреев были проданы в рабство. И в этой войне Антипатр стоял на стороне римлян.
Аристобул не терял надежды вернуть царский престол. В Риме началась жестокая борьба за власть между Помпеем и Юлием Цезарем. Помпей бежал из города, чтобы собрать в Греции и других странах армию и флот против Юлия Цезаря. Стремясь ослабить влияние Помпея в Иудее, Цезарь освободил Аристобула и поставил его во главе двух римских легионов. Аристобул отправился на родину, но в Италии был отравлен сторонниками Помпея; по тому же приказу в Дамаске казнили его сына Александра.
Война между двумя римскими вождями закончилась победой Юлия Цезаря. Вместе с легионами Цезаря во время его египетской кампании сражались еврейские воины. В Египте Юлий Цезарь вел тяжелые бои против сторонников Помпея, и поддержка евреев оказала ему большую помощь.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»