23 июля 2006 года, темы: Раввин, Провидение, Война, Упование, Спасение жизни, Страх
- В подобном положении следует проверить свои дела? - спрашиваем мы рава Меира Штерна, раввина поселения Мирон.
«Мы переживаем тяжёлые времена, но, что бы ни случилось, следует помнить: в мире нет случайностей. Это основа основ веры.
Если человек понимает, что существует только Творец мира и только от Него – всё, что происходит, то при любых ужасных событиях он сумеет подняться к более высокому страху – страху перед Всевышним, страху перед Небесами.
В таком положении следует проверить свои дела, так как «нет мучений без греха». Мучения тяжелы, но больше их – страх, особенно когда снаряды, несущие разрушение, проносятся мимо наших окон, падают возле наших домов. Не один, а десятки, сотни. Мы видим в том, что происходит, чудо из чудес. Святой, благословен Он, защищает народ Израиля и не даёт нашим врагам достичь всего, что они хотят».
- А как же смерть бабушки и внука в Мироне? – спрашиваем мы, и рав отвечает с болью:
«Есть известная притча о русском царе. Когда солдат из его армии нарушал приказ, его били до полусмерти. Однажды такое наказание назначили другу экзекутора. Экзекутор намекнул своему другу, чтобы тот не боялся: он позаботится о том, чтобы удары не были болезненными. И действительно, он наносил удар за ударом, и ни один из них не причинил боли. Однако последний удар был серьёзным и болезненным. Солдат посмотрел на своего друга с изумлением, как бы спрашивая: за что? Ответил ему экзекутор: «Я хотел, чтобы ты знал, насколько велико моё милосердие. Пока ты не знал истинной силы ударов, ты не мог по-настоящему оценить то, что я для тебя сделал».
Так и мы. Если за несколько метров от нашего дома падает ракета и есть, не дай Б-г, убитые и раненые, если мимо нашего дома пролетают снаряды, это Всевышний показывает, насколько велика Его милость и от чего Он спасает нас каждую минуту. Если бы не это, мы не знали бы настоящую меру милости Всевышнего».
– К раву обращались многие представители отечественных и зарубежных СМИ, но он отказался отвечать. Почему?
«Всё, чтобы я ни сказал в эти тяжёлые часы, было бы неуместно. Читать мораль? Человеку тяжело это слушать, когда ему страшно. Призвать не бояться? Но кто может достичь такого высокого уровня, на котором существует только страх перед Всевышним? Только единицы, а что уж говорить о женщинах с детьми… Если я скажу «не бегите» - это противоречит Галахе, потому что в случае, когда существует реальная опасность, спасаться бегством – обязанность. Мужчина один, пожалуй, может остаться и прятаться в убежище, но у него жена и дети. Постоянный страх сам по себе может принести большой вред неокрепшим душам. Накануне субботы мы в течение пяти минут слышали шум пятнадцати взрывов, это было настолько близко от нас, что стены и пол дрожали. Когда мы слышим такие взрывы, сколько времени это можно выдержать? А сказать людям «бегите» – тоже проблема, такие вещи снижают решимость народа противостоять. Поэтому в такой час «мудрому приличествует молчание». В это время каждый принимает решение для себя. Это не время советов всему обществу. Тому, кто меня спрашивает, я отвечаю в личной беседе».
- Связаны ли, по мнению рава, происходящие тяжёлые события с определённой причиной?
«Для меня лично ясно, что это связано с проблемой скромности и развращённости. Когда одеваются, как худшие из гоев, когда нет разницы между евреями и гоями, Всевышний «уходит». Мы – как овца среди семидесяти волков, которые боятся только пастуха. Когда пастух уходит, волки набрасываются.
Мы недавно читали недельную главу о Биламе-преступнике: когда он хотел проклясть Израиль, Всевышний не позволил, но когда евреи нарушили законы скромности, пало из них 24 тысячи человек, лучшие из народа.
Мы верим, что война Гога и Магога была во времена Катастрофы и после неё не приключится зла народу, живущему в Эрец-Исраэль. Народ в целом здесь защищён и находится «под охраной». Общество в целом не пострадает, но каждый отдельный человек нуждается в милости Небес, чтобы уцелеть.
Великий ребе из Цанца сказал о стихе «С Севера начнётся бедствие» (Ирмияу 1, 14), что рабби Шимон бар Йохай решил поселиться на севере Страны, чтобы охранять её от этого бедствия. И сказал ребе своим хасидам, что можно передавать от его имени, чтобы не боялись: рабби Шимон бар Йохай не даст бедствию прийти с севера. И ещё более велики праведники в своей смерти, чем при жизни.
В эти тяжёлые дни, во время ракетного обстрела, мы молились на могиле РАШБИ - Рабби Шимона бар Йохая. Только там я почувствовал душевный покой, который невозможно описать. Как маленький ребёнок, чувствующий себя уверенно, прячась за материнским передником. Мы чувствовали себя так хорошо и спокойно, когда снаружи всё дрожало от взрывов».
– Что надо делать в это тяжёлое время?
«Что сделал Мордехай-еврей? Собрал маленьких детей и молился вместе с ними. «Если Мордехай, пред которым ты начал падать, из потомков Иудеев, то не одолеешь его, а неминуемо падёшь пред ним» (Эстер 6,14). Т. е., если Мордехай приложит усилия вместе с «потомками Иудеев» - маленькими детьми, враги ничего не смогут с ним сделать. Так было на протяжении всех поколений. Я обратился вчера к адмору Гурских хасидов, раву Штейнману, раву Элияшиву чтобы получить их согласие на организацию молитвы, в которой примут участие все «от мала до велика», и они ответили, что рассмотрят эту возможность, т. к. вопрос очень серьёзный».
Читайте: Письмо раввинов о положении в Израиле
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»