Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Душа, Каббала, Тания, Святость, Хасидизм, Праведник, Самосовершенствование
И вот когда человек[1] напрягает все силы своей Б-жественной души и так усиленно борется с животной [душой], что изгоняет и искореняет в ней зло из левой полости [сердца], как написано: «И ты удалишь зло из себя»[2], но совершенного превращения зла [в добро] не происходит[3], он называется несовершенным праведником, «праведником, которому плохо». Это значит, что есть в нем еще немного зла в левой полости [сердца], но оно подчинено добру и лишено силы оттого, что его так мало, и поэтому человеку кажется, что он изгнал из себя все зло, что его уже нет совсем, но если бы в действительности все зло в нем совершенно минуло и исчезло, оно на деле превратилось бы в добро. Объяснение таково: праведник совершенен, когда зло в нем обращено в добро, и поэтому он называется «праведник, которому хорошо» только после того, как полностью снимает с себя нечистые одежды, то есть начинает питать отвращение к наслаждениям этого мира, так, как люди наслаждаются ими, лишь ради телесного удовольствия, а не ради служения Б-гу, ибо они черпают жизнь и влияние со стороны «клипа» и «ситра ахра», а совершенный праведник ненавидит «ситра ах-ра», ибо велика его любовь к Б-гу и святости Его, — это «великая любовь», «полная наслаждения» и величайшая привязанность [сердца], как уже говорилось[4]. Ибо они противоположны друг другу, как написано: «Всей душой я их ненавижу, они стали мне врагами. Испытай меня, [Б-же,] и узнай мое сердце и т. д.»[5]. Ибо чем сильнее любовь к Б-гу, тем сильнее ненависть к «ситра ахра» и отвращение ко злу[6], а отвращение, так же как и ненависть, — противоположность любви. А несовершенный праведник тот, в ком нет настоящей ненависти к «ситра ахра», а потому он не питает ко злу подлинного отвращения. И пока ненависть и отвращение недостаточно сильны — это означает, что в нем сохранилась какая-то доля любви и удовольствия в той стороне и нечистые одежды полностью не сняты. Поэтому зло в нем не превратилось полностью в добро — оно все еще коренится в нечистых одеждах, но своим малым количеством оно сводится на нет и не имеет значения, и потому он называется праведником, и зло подчинено ему и не имеет в нем значения. Но любовь его к Б-гу поэтому также несовершенна, и он называется несовершенным праведником.
Эта ступень подразделяется на множество градаций в зависимости от степени зла, которое сохранилось от одного из четырех дурных элементов, а также в зависимости от «количественного поглощения» его добром, превосходящим зло, к примеру в шестьдесят, тысячу, десять тысяч раз и т. д. К этой ступени принадлежат великие множества праведников, которые есть в любом поколении, как сказано в Гмаре: «Восемнадцать тысяч праведников стоят перед Святым, благословенно Его имя»[7]. Но [если говорить] о достоинстве ступени совершенного праведника, Рашби о ней сказал: «Я видел “сынов восхождения”, но их было мало и т. д.»[8]. Поэтому они называются «сыны восхождения» — они обращают зло [в добро] и возносят его к святости, как написано в предисловии к книге «Зогар»[9]: «Когда раби Хия хотел подняться к [небесному] чертогу Рашби, он слышал голос, который вышел и сказал: “Кто из вас обратил тьму в свет и горечь в сладость [прежде, чем] прийти сюда и т. д.”».
Они названы «сыны восхождения» также и потому, что их служение [Б-гу] в его позитивной части — в тво--рении добра путем исполнения Торы и заповедей — имеет цель неизмеримо более высокую, превосходящую все и любые ступени, включая самые высокие, а не только желание быть приверженным Ему, благословен Он, и тем удовлетворить жажду души, стремящейся к Б-гу, как написано: «О все жаждущие, придите к водам»[10], как это объясняется в другом месте. Но [их служение] подобно тому, как в книге «Тикуней Зог ар» объясняется выражение «Кто благочестив?» — «Тот, кто творит благо своему Творцу», то есть [творит благо] в гнезде Его[11], способствуя единению Святого, благословен Он, и Его Шхины с живущими внизу[12]. И как написано в «Раая мегеймана», глава «Тецэ»: «Как сын, который старается для отца и матери, которых он любит более себя и более всей своей души и т. д., и готов отдать за них жизнь и т. д.»[13], и как об этом говорится в другом месте.
(Оба эти объяснения говорят о том же, ибо выделяя добро из «клипат нога», [человек тем самым] возносит кверху женские воды[14], что создает наверху «единения», в результате которых вниз опускаются «мужские воды», и это — воды милосердия, содержащиеся в каждой из 248 позитивных заповедей, относящихся к категории милосердия и «мужских вод». И таким образом это — привлечение сверху вниз святости Его, благословенного Б-жества, чтобы облечь Его в живущих внизу, как это объясняется в другом месте.)
[1] Под словом «человек» здесь имеется в виду разумная душа, выбор в основном зависит от нее, под ее влиянием человек обращается к своей Б-жественной душе, или наоборот.
[2] Дварим, 21:21.
[3] И животная душа не способна так же любить Всевышнего, как Б-жест-венная.
[4] В гл. 9.
[5] Тегилим, 139:22,23.
[6] Под «ситра ахра» имеется в виду духовная категория зла. Поэтому к нему возможно отнестись с ненавистью, как к обладающему разумением. Ведь не может быть ненависти к растению, камню или животному. Зло здесь — влечение к физическому наслаждению, и в этом случае соответствует слово «отвращение».
[7] Сука, 456; Сайт едрин, 976.
[8] Там же.
[9] Зогар, часть 1, стр. 4а.
[10] Йешаягу, 55:1.
[11] Слова Конэ («Творец») и кен («гнездо») имеют общий корень. Гнездо — Шхина, последняя ступень Эманации, имеющая отношение к сотворенным мирам.
[12] Ср. Зогар, часть 2, стр. 1146; часть 3, стр. 2226,281а.
[13] Зогар, часть 3, стр. 281а.
[14] В двух приведенных определениях совершенного праведника (полностью обращающий зло в добро и содействующий Б-жественному воздействию на мир) основа та же. Любовь и готовность служения «возносит кверху женские воды». Женское начало — это преданность воспринимающего воздействие, готовность к принятию. Такое «пробуждение снизу» вызывает «пробуждение сверху» — «единения» и взаимодействия в различных ступенях Б-жественного мира Ацилут, в результате чего «книзу спускаются мужские воды» Б-жественного влияния, и, объединяясь с последней ступенью этого мира, Шхиной (являющейся женской категорией, принимающей влияние), Б-жественное влияние охватывает мир сотворенного.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.