Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Душа, Каббала, Тания, Еврейские качества, Любовь к Б-гу
Место пребывания животной души, которая у каждого еврея связана с «клипат нога», — в сердце, в левой его полости[1], наполненной кровью, как сказано: «Ибо кровь — это душа»[2]. Потому все страсти — хвастовство, гнев и другие подобные чувства — коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и чтобы обдумывать их, так же как источник крови — в сердце, а из сердца она расходится по всем членам и поднимается в голову к мозгу. А место пребывания Б-жественной души — мозг в голове человека. Оттуда она распространяется по всем членам тела и в. сердце, в его правой полости, в которой нет крови[3], как сказано: «Сердце мудрого справа»[4], и [проявляется] она в любви к Б-гу, которая, как угли горящие, охватывает сердце разумеющих, понимающих и размышляющих посредством [силы] Даат в своем мозгу о том, что побуждает к любви, и в радости сердца [при осознании] великолепия Б-га и величия безмерности Его, радости, которая возникает, когда глаза мудреца, «которые у него в голове»[5], то есть в мудрости и понимании, местящихся в мозгу, созерцают царственную славу и красоту Его величия, которое непостижимо, бесконечно и безгранично, как объясняется в другом месте. И также все остальные святые мидот сердца имеют своим источником силы разума Хабад, находящиеся в мозгу.
Однако написано: «И будет народ покорен народом»[6]. А тело названо «малый город»[7]. И как два монарха сражаются за один город и каждый хочет его захватить и властвовать в нем, то есть править по своей воле жителями города так, чтобы они подчинялись ему, что бы он ни приказал, так две души — Б-жественная и витальная животная душа со стороны «клипот» — сражаются друг с другом за власть над телом и над всеми его членами. Желание и воля Б-жественной души — быть единственной властительницей и руководительницей тела, чтобы все его члены были послушны и совершенно преданы ей, став ее колесницей и одеянием для ее десяти сил и трех ее одеяний, о которых шла речь выше[8], так что все они смогут облечься в члены тела, и все тело будет полно только ими, и не коснется их ничто чужое, сохрани Б-г. То есть три мозга[9] в голове наполнит Хабад Б-жественной души, а это — Б-жественная мудрость и постижение. И [человек] созерцает непостижимое, безграничное величие Б-га, и от этого в разуме зарождается трепет, и страх Б-жий в сердце его, и любовь к Нему, как пламя, разгорается в его сердце, подобно пылающим углям, ибо душа его жаждет, стремится с великой страстью и желанием принадлежать Эйн Софу, благословен Он, всем сердцем, всей душой и всей своей силой — из глубины правой полости сердца. Она должна быть настолько «вымощена» любовью, полна и переполнена ею, что любовь распространится и на левую полость, дабы подавить «ситра ахра» и элемент дурных вод, присущий ей, то есть влечения, исходящие от «клипат нога», дабы ее изменить и обратить от наслаждений мира к Б-жественной любви. И как написано: «Всем сердцем твоим»[10] — обеими твоими натурами[11] — чтобы человек поднялся, пришел и достиг ступени «великой любви», чувства, гораздо более сильного, чем «любовь, пылающая как горящие угли». Эта любовь названа в Писании «любовью, полной наслаждения»[12], она дает испытать наслаждение Б-гом, подобное [тому, какое будет в] грядущей жизни. Это наслаждение испытывается мозгом мудрости и разумом, который наслаждается постижением Б-га и знанием Его в соответствии с уровнем интеллекта и мудрости человека. Это — элемент воды и «семена» «света посеянного»[13] в святости Б-жественной души, превращающей в добро «воды» животной души, в которой прежде зарождалась жажда наслаждений этого мира. И как сказано в книге «Эц хаим», шаар 50, гл. 3 на основании того, что написано в книге «Зогар», — зло превращается в абсолютное добро, совершенно подобное врожденному, после того как человек снимает с себя нечистые одежды[14] — удовольствия этого мира, в которые он облечен. И все остальные мидот сердца, порождаемые любовью и страхом, будут принадлежать только Б-гу; и сила речи в устах человека, и мысли в его мозгу будут наполнены только одеяниями мысли и речи Б-жественной души, то есть мыслью о Б-ге и Торе, и о том он говорит весь день, так что «уста не прерывают учения»; а сила действия в руках и во всех 248 членах его будет занята только исполнением заповедей, что является третьим одеянием Б-жественной души. Но животная душа человека, связанная со стороной «клипа», желает своего совершенного превращения на благо человеку, чтобы он ее пересилил и одержал над ней победу, как об этом говорится в притче о беспутной женщине, рассказанной в книге «3oгар»[15].
[1] Животная душа, в противоположность Б-жественной, сильнее проявляется не в разумной, а в эмоциональной своей части, поэтому она помещается в сердце.
[2] Дварим, 12:23. В первой главе приводится выражение «ибо душа человека (дословно: плоти) — в крови». Душа, облекаясь в кровь, оживляет тело. Здесь приводится встречный стих: «ибо кровь — это душа». В сердце, в месте скопления «жизни плоти», то есть крови, — средоточие оживляющего начала, души.
[3] Хотя кровь есть и в правой полости сердца (см. Эц хаим, шаар 50, гл. 4; Ликутей Тора, Шир гаширим, 31а), но кровь в правой полости сердца — не основное, ибо с ней не связан здесь хидуш — возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). Хидуш, который показывает роль правой полости сердца, — воздух (кислород), дающий жизнь телу. (Из письма последнего. Любавичского Ребе, которое приводит И. Корф.)
[4] Когелет, 10:2.
[5] Ср. Когелет, 2:14.
[6] Брейшит, 25:23.
[7] Когелет, 9:14; Недарим, 326.
[8] В гл. 3 и 4.
[9] Физическое соответствие трех сил интеллекта — Хохма, Бина и Даат.
[10] «Люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим» (Ваикра, 6:5).
[11] Брахот, 54а. Всем, что в тебе есть, — и добрым, и дурным. Дурным также можно служить Б-гу, сопротивляясь злу.
[12] Шир гаширим, 7:7. Имеются в виду различные ступени осознания и любви. «Крепкая любовь» — ощущение страстное, сильное; более высокая ступень — «любовь, полная наслаждения» — глубокая, спокойная, как гладь великой воды.
[13] «Свет, посеянный для праведника» (Тегилим, 97:11). Свет Всевышнего, который откроется праведникам в грядущем мире (ничем не заслоненное познание Б-га) и который до того времени скрыто «засеян» в мире, как семя в земле. Просили ангелы Всевышнего дать им Тору такую, какая она «наверху», в ее духовной форме. Но она не была им дана. Она спустилась и облеклась в детали материальной жизни — и это «посеянный свет».
[14] Из книги пророка Зхарьи (3:3): «А Йегошуа был одет в нечистые одежды и стоял перед ангелом».
[15] Часть 2, стр. 163а. В притче рассказывается о короле, который, желая испытать своего сына, поручил это беспутнице, и, исполняя приказ короля, она все же искренне желала, чтобы будущий наследник престола выдержал испытание.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.