Из цикла «На тему недельной главы», темы: Разведчики, Недельная глава, Йеошуа бин Нун, Земля Израиля, Шлах, Лев Кацин, Власть
«Зачем я приехал в этот Израиль? Хочу вернуться в Россию, здесь мне все не нравится!» — услышал я жалобу от одного московского знакомого во время застолья, которое я устроил в нашей иерусалимской квартире в честь его приезда в Израиль в 1986 году.
Честно говоря, я сначала опешил, но потом ответил: «Когда я впервые прочитал, что после Исхода евреи захотели не идти в Израиль, а вернуться в Египет, то отказался в это поверить. Неужели евреи преодолели все страдания рабства и чудом вырвались на свободу лишь для того, чтобы добровольно вернуться в Египет? Однако ваши слова подтверждают истинность Торы, эта история действительно могла иметь место!»
Почему моему знакомому ничего не нравилось в Израиле? Он был сыном высокопоставленного советского функционера и изначально не хотел никуда уезжать. Приехав в Израиль из-за сына (который в дальнейшем стал одним из самых выдающихся русскоязычных раввинов страны), он видел лишь то, что хотел видеть — только отрицательное.
Конечно, мы можем понять и простить его, однако этот рассказ Торы все же вызывает у нас вопрос. Почему разведчики, которых послал Моисей, чтобы «исследовать землю Ханаан», вернувшись, начали уговаривать народ не входить в Израиль? Тем более что Всевышний приказал Моисею «отправить по человеку от каждого колена их отцов, самых выдающихся среди них». Раши комментирует, что люди эти были самые «почтенные и достойные». Как же могли эти самые почтенные и достойные оклеветать землю Израиля?
«И тогда они оклеветали Землю перед сынами Израиля: Эта земля истребляет своих жителей». (Бамидбар 14:31—32).
В чем же смысл слов разведчиков: Эта земля истребляет своих жителей?
Мудрецы Талмуда объясняют, что куда бы разведчики ни приходили, всюду ханааниане были заняты похоронами и не обращали на них никакого внимания. Всевышний совершил для разведчиков великое чудо, таким образом предоставив им возможность беспрепятственно путешествовать по всей стране. В действительности ханааниане знали, что евреи вышли из Египта, и опасались их возвращения в Израиль. Они серьезно готовились к войне и собирались схватить любого разведчика, которого евреи могли отправить, чтобы исследовать землю Ханаан. Даже сорок лет спустя, когда Йехошуа бин Нун (Иисус Навин) отправил не двенадцать, а всего двух разведчиков, то за ними сразу же началась погоня в городе Иерихон.
Так почему же вместо того, чтобы благодарить Всевышнего за то, что местные жители были заняты похоронами, и они смогли беспрепятственно пройти по всей стране, разведчики начали жаловаться: здесь опасно жить, «эта земля истребляет своих жителей»? Потому что они видели в Израиле лишь то, что хотели видеть! Они искали не достоинства страны, а ее недостатки, потому что изначально не хотели в нее идти. Почему?
Книга «Зохар» объясняет, что разведчики были людьми высокого духовного уровня и обладали пророческим даром, благодаря которому им открылось будущее: они, лидеры народа в пустыне, не удостоятся сохранить свои позиции лидеров в стране Израиля. Потому, вернувшись из Земли Обетованной, они отговаривали евреев идти в Израиль, аргументируя это заботой о благе народа, трудностями войны с сильным врагом, опасностью жизни в Израиле. Однако все это были отговорки, действительная причина состояла в их личной заинтересованности!
Неужели «почтенные и достойные» люди поставили свой шкурный интерес выше интересов народа? Глубина ответа книги «Зохар» и состоит в том, что личная заинтересованность, подобно взятке, «ослепляет глаза мудрых» (Дварим 16:19).
Когда разведчики пришли в Израиль, то, возможно, даже не отдавая себе в этом отчет, видели лишь отрицательное, потому что хотели это видеть! Возможно, что они не признавались даже себе в том, что они не объективны, а истинной причиной их решения являются не приводимые ими доводы о благе народа, а их личная заинтересованность сохранить власть.
Так как же научиться человеку видеть реальность, а не то, что ему хочется видеть в свете своей личной заинтересованности?
Прежде всего, признаться себе в том, что проблема нашей субъективности действительно существует, стоит перед каждым из нас, и стремиться ее преодолеть. Моисей молился о своем ученике Хошеа (на иврите — спасет), изменив его имя на Йехошуа (будет спасен). Раши комментирует это словами Талмуда: Моисей молился: «Да спасет тебя Всевышний от (дурного) совета разведчиков». Калев, глава колена Ехуды, также не поддался дурному влиянию, потому что молился о себе на могилах праотцев в Хевроне.
Велика награда за преодоление субъективности! Из всего поколения евреев, вышедших из Египта, лишь Йехошуа и Калев удостоились войти в Израиль! На территории колена Биньямина (из потомков Рахели, как и Йеошуа - прим. ред.) был построен Иерусалимский Храм, а династия царя Давида вышла из колена Ехуды. Десять колен Израиля исчезли с разгромом Северного царства, а эти два колена объединились в Южном царстве и стали родоначальниками всех сохранившихся до наших дней евреев.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.