Из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»», темы: Цель творения, Каббала, РАМХАЛЬ, Дерех Ашем, Самосовершенствование, Качества Творца
[1] Целью творения было воздать от Блага Творца другим.
И очевидно, что только Б-г — истинное совершенство, лишенное каких бы то ни было недостатков, и не существует другого, такого же как Он, совершенства. Всякое совершенство, которое можно себе представить, кроме Его совершенства, не есть истинное совершенство. Все другие вещи можно назвать совершенными только по сравнению с другими, менее совершенными. Но абсолютное совершенство — только совершенство Всевышнего.
Поскольку Он пожелал воздать благо другим, недостаточно было бы для Него воздать немного блага, но именно предельное благо, которое творения смогут принять. И, поскольку только Он — истинное Благо, Его доброе желание может быть удовлетворено только воздаянием другим того Блага, которое в Нем Самом, ибо это — истинное и совершенное благо.
С другой стороны, это благо может находиться только в Нем. Поэтому постановила Его мудрость, что это истинное воздаяние Блага будет заключаться в том, что Он даст место творениям приобщиться к Нему в той мере, в которой возможно им приобщиться. И тогда получается, что, хотя творениям самим по себе нельзя приписать совершенство Творца, но из-за приобщенности их к Нему им будет приписано в той мере, в какой это возможно, Его совершенство. И получится, что творения наслаждаются этим Истинным благом в наибольшей мере, в которой это возможно для них.
Получается, что замысел Б-га в Творении — создать тех, кто будет наслаждаться Его благом, таким образом, каким это возможно для них.
[2] Но постановила Его мудрость, что для того, чтобы это благо стало совершенным, следует, чтобы наслаждающийся им был владельцем этого блага; то есть — тем, кто сам приобретает это благо, а не тем, кому это благо сопутствует случайным образом.
И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.
Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но, чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка, и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом.
[3] И вот, помимо того что создание, приобретшее совершенство, становится достойным приобщиться к своему Творцу со стороны уподобления Ему, через приобретение совершенства это творение продолжает далее приобщаться к Творцу, так что, в конце концов, приобретение им совершенства и приобщение к Всевышнему становятся одним и тем же.
Причина этого в том, что Его сущность есть истинное совершенство. Поэтому все, что является совершенством, обязано этим только Ему, как ветвь корню, ибо, хотя оно и не достигает совершенства Корня, оно — его порождение и продолжение. И пойми, что истинное совершенство — это Его сущность, и всякий недостаток — не что иное, как утаение Его Блага и сокрытие Его Лица. Получается, что озарение Его Лица и Его близость есть корень и причина любого совершенства, а сокрытие Его Лица — корень и причина всякого недостатка, и согласно мере сокрытия будет мера недостатка, вытекающего из этого сокрытия.
И вышеупомянутое создание, стоящее в равновесии между совершенством и недостатками, которые суть порождения озарения и сокрытия, в укреплении в совершенствах и приобретении их в себе как бы связывается с Творцом, так как Он — Корень и Источник совершенств. И насколько это создание преумножит совершенства, настолько оно преумножит связь с Ним и приобщение к Нему. И когда оно достигнет предела приобретения совершенства, то достигнет предельной связи с Ним и приобщения к Нему и окажется прилепившимся к Нему, наслаждающимся Его благом и совершенствующимся в Нем, и оно само является обладателем своего блага и совершенства.
[4] Для того, чтобы все это стало возможным, должны существовать различные факторы совершенства и недостатка. Вышеупомянутое создание должно иметь способность и возможность приобретать совершенство и устраняться от недостатков, и должны существовать для него средства для приобретения этого совершенства. Для всего этого непременно должны быть в Творении различные и многочисленные элементы и разнообразные отношения между ними.
И создание, предназначенное для этого великого дела — приобщения к Всевышнему, будет названо основным в творении, а все остальные объекты будут не чем иным, как способствующими с какой-то стороны или в каком-то аспекте его преуспеянию и достижению им цели. Поэтому они назовутся второстепенными по отношению к этому вышеупомянутому основному созданию.
[5] Поистине, этим основным созданием является человек. Все же остальные творения, как более низменные, так и более высокие, чем он, существуют только для него. И все они, во всех своих многочисленных и различных аспектах, которыми следует их наделить, существуют для того, чтобы создать для человека соответствующую среду. Я объясню это более подробно далее, с Б-жьей помощью.
Разум и все хорошие качества — это те сферы совершенства, в которых человек должен совершенствоваться, а материальность и плохие качества — это упомянутые элементы недостатка, в среду которых помещен человек, чтобы приобрести себе совершенство.
Разрешение на публикацию было любезно предоставлено издательством «Швут Ами».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей