Темы: Мясное и молочное, Рав Реувен Куклин, Кашрут
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПодскажите, с чем связана продолжительность перерыва между мясным и молочным? Я знаю, что в некоторых общинах ждут 3 часа вместо пяти с половиной, а в Нидерландах, вроде как, есть те, кто ждет всего 2 часа. Что говорит Галаха и Талмуд по этому поводу? Давид
Уважаемый Давид,
В Талмуде (Хулин 105а) сказано, что молочное запрещено есть во время той же трапезы, когда ели мясные блюда. Только в следующей трапезе можно есть молочное.
У ришоним (ранних комментаторов) есть спор, по какой именно причине запрещено есть молочное после мясного. Раши (начальные слова комментария: асур лээхоль гвина) полагает: это связано с тем, что у мяса есть особое свойство — его жир «прилипает к полости рта и, таким образом, вкус мяса остаётся во рту на долгое время». Когда человек ест молочное, в то время как у него во рту сохраняется вкус мяса, создаётся впечатление, будто он ест мясо и молоко вместе (Этэр вэ-Исур 40, 10). Рамбам же (Маахалот Асурот 9, 28) считает, что причина запрета следующая: кусочки мяса часто застревают между зубами и остаются там даже поле полоскания рта или чистки зубов. Однако по прошествии определённого периода времени мясо считается переваренным, т.е. уже не считается мясом, см. Бах (Йорэ Дэа 89) и Таз (там же, симан катан 1).
Согласно этим объяснениям, чтобы есть молочное после мяса, необходимо ждать до другой трапезы, даже если человек только жевал мясо, а после этого его выплюнул (например, разжёвывал его для младенца), или пил мясной бульон. И даже тот, кто проглотил кусочек мяса, не жуя, должен ждать до другой трапезы (Бадэй Шулхан 89, 17).
Существует также спор ришоним, что имеет в виду Талмуд, говоря, что в другой трапезе уже можно есть молочное.
Мнение Рамбама (там же): упоминая «другую трапезу», Талмуд не имеет в виду саму трапезу, а лишь обозначает количество времени, которое следует пропустить до употребления молочной пищи. Поскольку во времена Талмуда трапезы устраивались дважды в день (утром и вечером), по мнению Рамбама, перед употреблением молочных продуктов следует подождать, по крайней мере, шесть часов.
Мнение же Тосфот (начальные слова комментария: ли-сэудэта ахарина), что Талмуд употребляет это выражение в прямом смысле. Поэтому, по мнению Тосфот, после того как человек закончит мясную трапезу, произнесёт после неё благословение, почистит зубы и прополощет рот, ему можно есть молочные продукты.
Шулхан Арух (Йорэ Дэа 89, 1), основываясь на мнении Рамбама, пишет, что между мясной и молочной трапезами следует пропустить шесть часов (после этого можно есть молочные продукты, даже не чистя зубы и не полоща рот). Однако Рама пишет, что в его время в той местности, где он жил, обычай был — полагаться на мнение Тосфот, см. выше. Но, всё же, принято было ждать примерно час после окончания мясной трапезы. И таков обычай в наши дни в некоторых общинах Голландии. А в некоторых других общинах Европы принято ждать 3 часа.
Рав Штернбух (Орхот а-Байт 7, 14) пишет, что богобоязненному еврею следует ждать после мясной трапезы шесть часов, даже если он живёт в таком месте, где принято ждать час или три часа.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
р. Ури Калюжный
Написано у Рамбама, что у Кнаанейских народов был обычай, что при посадке плодового дерева они варили козлёнка в молоке и закапывали его рядом с саженцами.
Барух Фельдман
Рав Арье Лейб
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Устная Традиция
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Яков Гельфман
Всевышний справедлив, а люди — не всегда...
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
На одном из форумов, говоря о жестокости древних евреев к иноверцам, привели цитату из трактата Сангедрин. Нет ли здесь фальсификации?
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний дал законы, которые не могут быть исполнены?
Рав Яков Шуб
Почему нельзя устраивать состязания голубей?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Неужели мы такие же, как они?
Рав Моше Сытин
Как поддержать существование мироздания?
Рав Яков Шуб
Как определяется, кто праведник, кто грешник, а кто «середнячок»? В чем проблема с «середнячками»? Бывают грешники, у которых заслуг больше, чем грехов? Чем «средние» хуже грешников? Кто записывает нас в Книгу жизни или, не дай Б-г, в другую книгу?
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Как еврейский день любви связан с Йом-Кипуром? Почему еврейские девушки водили хороводы в виноградниках в Йом-Кипур? Что Всевышний делал за 40 дней до создания мира? Какое время больше подходит для сближения между людьми и создания семьи?