Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Продолжаем обсуждение высказывания великого Илеля, начатое в прошлом выпуске.

«НЕ ГОВОРИ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ. НЕ ГОВОРИ: “БУДЕТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ — ПОУЧУСЬ”, — ПОТОМУ ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, ЧТО НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ» (трактат Авот 2:4).

Говори только то, что можно понять. Любая неясность речи может привести к неправильному пониманию твоих слов, что грозит, не дай Б‑г, нарушением заповедей, если ты преподаешь Тору.

«Не говори, что непонятно, но в конце концов будет понято». Тут речь идет не о неправде или искажении тобой смысла, а о словах безусловно правильных, но таких, что для их понимания требуются усилия и большая работа. Хочешь быть понятым — говори предельно ясно. А не хочешь — так вообще молчи. Вспомним высказывание Шамая: Говори мало! (Авот 1:15).

Рабену Йона дает совсем другой контекст: если знаешь тайну — не спеши поделиться ею даже с близким другом. В оригинале сказано: «Не говори того, что нельзя услышать, но рано или поздно будет услышано». — Разве мой друг меня выдаст? Остерегись, весть скоро разойдется, и виновным в ее распространении окажешься ты! Это подразумевал царь Шломо, когда сказал (Коэлет 10:20): «Потому что небесная птица разнесет твою речь, крылатая расскажет слово».

У Раши есть еще одно толкование. Не говори об уроке Торы, который можешь выучить сегодня: выучу завтра. Этот смысл впрямую увязывается воедино со следующим предложением:

«Не говори: когда будет свободное время, тогда и поучусь, потому что может так случиться, что не будет у тебя свободного времени». Об этом говорил Шамай, когда советовал ученику Торы установить постоянные часы для ежедневных занятий. От себя добавим: «завтра, завтра, не сегодня» говорят не только лентяи, но и все, у кого нет никакого завтра. Хочешь, чтобы оно у тебя было, — установи его уже сегодня. Садись и учись!


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.