Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Талмуд, Чтение для детей, Реувен Пятигорский
Под рубрикой «Размышления» впервые предлагаем текст для детей, умеющих размышлять. Кстати, их родителям тоже полезно познакомиться со сказаниями из Талмуда, о которых принято говорить, что в них скрыта сокровищница еврейской мудрости. Израильские дети все эти сказания знают с самых ранних лет. Они на них воспитываются. Давайте и мы займемся «ликбезом», ликвидацией собственной безграмотности, т.е. восполним то, чего были лишены в детстве…
Справка о герое агады: раби Ханина бен Доса — вполне историческое лицо. Он современник Йоханана бен Закай (1 век н.э.). Был горячо любим народом за высокое благочестие. Современники видели в нем чудотворца. Из его высказываний приведем одно: «Кого люди любят, того любит Б-г. Кого люди не любят, тот и Б-гом нелюбим».
Неподалеку от деревни, в которой жил раби Ханина бен Доса, обитал страшный змей, нападавший на людей. Горе было человеку, если он встречал того змея.
Вначале жители говорили: «Как приполз — так и уползет. Не впервой нам страдать от змеиных укусов». Но проходили дни, все больше жителей деревни погибало от того змея. И со временем все поняли, что змей отнюдь не собирается уходить из их мест, поэтому ничего не остается, как изловить его и умертвить. Однако мудрый и проворный змей раз за разом уходил от охотников и их силков. Смельчаков же, готовых полезть в его нору, не находилось.
Когда жителям деревни стало совсем невмоготу, они решили обратиться к своему односельчанину, великому праведнику раби Ханине бен Доса, чтобы тот помолился за них и спас от напасти.
— Смилуйся над нами, учитель! — сказали они ему плача. — Помолись, чтобы умер змей, который принес столько смертей в деревню.
С глубокой печалью выслушал раби Ханина их стенания и спросил, где находится нора злого змея.
Люди удивленно переглянулись: «Зачем наш учитель спрашивает, где нора? Уж не собирается ли он выйти на охоту? Пусть праведник помолится — и враг человеческого рода тут же испустит дух!»
Но раби Ханина взял в руки посох и сказал им, чтобы они указали дорогу. Много любопытных отправилось вслед за раби, горя желанием узнать, как он поступит. Когда подошли к норе, все сопровождавшие стали поодаль, оставив впереди одного раби Ханину.
— Здесь его жилище, — в страхе указали они на огромную нору.
Раби Ханина подошел к норе, потом снял обе сандалии со своих ног и… Как вы думаете, что он сделал? Все от страха закрыли лица руками. — Раби Ханина сунул ногу в черную дыру!
Тут же раздались испуганные крики: «Раби Ханина, спасайся! Беги!» — но праведник не спешил доставать ногу из опасного места. Люди пришли в отчаяние. Все знали, насколько змей был ядовит, — ведь те, кого он кусал, тут же умирали.
Итак, святой раби продолжал стоять, не обращая внимания на их крики. Более того, он начал притопывать и стучать по земле рядом с норой, чтобы привлечь внимание змея. Что касается самого змея, то он в это время лежал в углу своей пещеры, переваривая последний обед. Ему не хотелось вылезать, но шум над головой начал его раздражать. Раздосадованный тем, что ему мешают, страшный змей пополз наверх. Со зловещим шипением, от которого у человека кровь стынет в жилах, он выбрался наружу и оказался рядом с ногой раби Ханины. Все увидели его жуткий облик: широко раскрытые холодные глаза, капельки яда вокруг кошмарной пасти, множество острых зубов, заостренный раздвоенный язык.
Люди застыли в оцепенении. Однако раби Ханина, лицо которого продолжало светиться уверенностью и спокойствием, не сдвинулся с места. И вот — змей метнулся к ноге раби и в мгновение ока вонзил в нее свой ядовитый зуб.
— Горе нам! — воскликнули все разом. С глубокой печалью в сердце они ожидали, что сейчас, через несколько секунд, их любимый учитель упадет замертво на землю. Ах, почему он не помолился в безопасном месте!
И тут перед их глазами произошло чудо. Змей вдруг завертелся, забился, издал предсмертное шипение — и испустил дух.
Раби Ханина, который совсем не пострадал от укуса, усмехнулся и, подняв толстое змеиное тело, взвалил его на плечи. Люди недоверчиво обступили праведника со всех сторон.
— Учитель, неужели с тобой ничего не случилось? — спросили они у раби и внимательно осмотрели его ногу.
— Знайте, мои дети, — ответил им раби Ханина бен Доса. — Ни один змей не может повредить человеку, если тот не совершил греха, за который на Небесах присуждается наказание. Не змей убивает, а грех!
В те дни люди сложили поговорку: «Горе человеку, который повстречал ядовитого змея. Горе ядовитому змею, который повстречал раби Ханину бен Доса!»
Пересказ агады из трактата Брахот
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.