Из цикла «Отрывки из книги «Обретая себя»», темы: Кирув, Меир Левин, Смешанный брак, Бааль Тшува
«Ни один нееврей не опередил в приветствии рабби Йоханана Бен-Заккая»[1].
Талмуд, трактат Брахот
Была назначена свадьба Рахели. Супруга передала, что к нам в гости на субботнюю трапезу приглашены ее родители. Папа — русский и хочет познакомиться со мной. По рассказам Рахели я знал, что Виктор — умный волевой человек. Я немного волновался. Обычно я разговариваю с девушками на многие темы откровенно. Возможно, Виктору будет скучно. А может, агитируя за еврейский образ жизни, я его невольно чем-то обижу. Такая опасность есть. А с другой стороны, почему я из-за него должен лишать девочек привычной субботней трапезы.
Вспомнилась история. Белый человек приехал к индейцам. Вождь пригласил его поохотиться на тигров. Вручил длинное копье и сказал, что честь убить тигра предоставляется почетному гостю. Тот поинтересовался, как выполнить задачу. «Очень легко, — ответил вождь. — Ты стоишь на тропе. Молодые индейцы гонят на тебя разъяренного тигра. Он, увидев, захочет тебя съесть. Когда он прыгнет, выставь копье. Тигр сам наткнется на него. Главное, не перепутать — он должен быть в трех прыжках от тебя. Если ты выставишь копье раньше, он не долетит и съест тебя. Если позже — перелетит и съест тебя. Так что не ошибись. Видишь, как просто».
Я подготовился к приезду гостя заранее. Нашел, как мне казалось, выигрышный ход. Я знал, что Виктор служил в армии и его не повышали по службе из-за жены-еврейки. Кроме того, я вспомнил историю времен Второй мировой войны: еврейские матери, шедшие на расстрел, оставляли своих детей в толпе неевреев в надежде, что они выживут. Мне это чем-то напомнило поведение нееврейских пап, отдающих детей в еврейские школы. Возможно, они хотят при помощи незнакомой религии уберечь своих чад от наркомании, разврата, голода и других атрибутов современной жизни российских и украинских городов. Я был горд собой и решил получить похвалу Учителя. Но он сказал:
— А ты думаешь, ему будет приятно, если ты будешь подчеркивать, что он не еврей?
Мне стало стыдно.
— О чем же мне говорить? — спросил я.
— К чему ты так готовишься? — поинтересовался учитель. — Ты хочешь уговорить его стать евреем?
— Нет, зачем… Просто у Рахели есть сестра. И вообще — боюсь обидеть человека.
-Тогда понятно.
В течение часа один из самых занятых людей в Израиле объяснял, что мне говорить гостю. Учитель рассказывал, что где-то — на высоком дереве или на дне глубокого озера — находится окованный железом сундук. Охраняет его свирепый Дракон. Внутри сундука лежит золотой ключик, которым можно открыть человеческое сердце. Но для каждого сердца Всевышний предназначил свой ключ. И, возможно, не ты тот счастливец, которому суждено его отыскать. Главное — не пытайся вскрыть сердце «ломом». Замок сломается, и никто больше не сможет его открыть…
Ведь мы действительно должны драться за каждую еврейскую душу.
Однако Виктор хотел говорить со мной с глазу на глаз. Особенно он был восхищен тем, что в субботу поют трезвые, и не в строю, и не на эстраде. Такое он видел впервые.
— Я хочу знать, чем живет моя дочь, — говорил он.
Мы долго беседовали на разные темы. Он оказался умным человеком. Прощаясь, он сказал:
— Это не для меня. Но я употреблю весь свой авторитет, чтобы прислать сюда младшую.
То ли авторитета не хватило, то ли папа передумал, но девочка так и не приехала.
[1] Рабби Иоханан Бен-Заккай — выдающийся мудрец, глава поколения периода Второго Храма.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»