Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Любовь к людям
Сказали наши мудрецы: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Ваикра 19:18) — это великое правило в Торе, ибо любовь удержит человека от причинения зла и обид, и, напротив, будет он трудиться лишь на пользу ближнему.
Но как же можно удостоиться столь драгоценного душевного качества — любви к людям? Орхот цадиким дает несколько советов:
1. Будь спокоен и выдержан с людьми. Причинили тебе стыд — не стыди в ответ; обманули — не отвечай тем же.
2. Терпеливо неси свою ношу в этом мире и не перекладывай ее на других. Не конфликтуй с людьми, принимай каждого приветливо и с радостью. Дружелюбное и приветливое отношение к людям усилит любовь к ним.
3. Веди все свои дела с ближним, заботясь о благе его, стараясь утешать его в его заботах и волнении.
4. Оказывай уважение каждому как словом, так и делом, и не гордись ни перед кем, — напротив, признавай за каждым превосходство над тобой.
5. Старайся всегда, насколько это возможно, судить ближнего к оправданию и будь в этом очень осторожен!
6. Будь верен своему слову и честен в ведении всех своих дел с другими людьми, и не будь придирчив в мелочах.
7. Стремись к тому, чтобы другому была польза от общения с тобой, но не стремись сам извлекать выгоду из других.
8. Старайся помочь ближнему всеми силами своими и имуществом своим по мере возможности.
Помогать всеми силами — значит оказывать услуги всем, как бедным, так и богатым, и трудиться для этого.
Помогать имуществом своим — значит давать в долг всем: и богатому, когда ему нужны наличные деньги, и бедному в трудный для него час; последнего удостаивать также и подарка по мере возможности. Изредка следует посылать и богатому угощение и какой-то дар. И необходимо быть уступчивым в имущественных отношениях.
9. Не следует говорить о людях дурное или слушать, когда о них плохо говорят другие.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»