Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Одна из важных сторон достойного и правильного поведения в жизни — быть хорошим соседом (см. Авот 2:13). Понятие «сосед» включает здесь не только того, кто живет рядом, но и всех тех, с кем есть у человека много совместных дел и дружеские отношения (как объяснялось выше, где мы говорили о порядке предпочтения при распределении благотворительной помощи).
Как правильно вести себя с соседом
В целом следует вести себя так, как мы говорили об этом в гл. 7, где шла речь о любви к людям: следует стараться помогать соседям всеми своими силами и имуществом (8), стараться не извлекать из них выгоду для себя (если только речь не идет о мелочах), а, напротив, следует стремиться приносить пользу (7), нести их тяготы и не конфликтовать из-за помех и неудобств, которые они причиняют (2).
Следует также остерегаться в том, чтобы не навещать соседей сверх разумной меры, ибо постоянное пребывание (даже в доме родных и любящих тебя) приводит к ненависти! Об этом сказал царь Шломо: «Удерживай свою ногу от дома своего ближнего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя» (Мишлей 25:17). И объясняет Раши: «Чрезмерное пребывание (в гостях) приводит к ненависти, подобно тому, как переедание меда заканчивается рвотой». А Мецудат Давид комментирует, что любимый человек, которого видят редко, — самый желанный. Но когда он начинает появляться слишком часто, былая любовь к нему исчезает.
Причина подобной ненависти в том, что люди отличаются друг от друга, и, когда один человек слишком много и часто видит другого и те его черты, которые ему не нравятся, он, в конце концов, доходит до ненависти. Люди могут просто надоесть друг другу, и мидраш даже указывает на это, как на один из смыслов отдаления жены от мужа в период ее нечистоты.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Переводчик Виктория Ходосевич
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Захария Матитьяу
Майсы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Несмотря на то, что Ноах был праведным в своем поколении, он не достиг духовной цельности. При этом Ноах верил во Всевышнего и не обращал внимания на скепсис современников.