Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Йитро входил в число самых значимых фигур своей эпохи

Сегодняшний недельный раздел Торы назван по имени мидьянского жреца Йитро — нееврея, язычника, идолопоклонника. Почему? Потому что, увидав чудеса, сопровождавшие евреев при их Исходе из Египта, поверил он в Б-га Израиля и даже, говорят, перешел в еврейство. Йитро входил в число самых значимых фигур своей эпохи. И настолько оказалась сильной и искренней его новая вера, что Тора увековечила память о нем, назвав его именем центральную из своих глав, а именно, рассказ о получении еврейским народом Десяти заповедей (речений). Главный, узловой эпизод еврейской истории. Глава Йитро.

Мидраш рассказывает, что в те времена жило несколько известных личностей. Кроме еврейского пророка Моше и его брата Аарона, ими были: мидьянский жрец Йитро; праведник Йов из Кенаана; египетский правитель (вошел в историю просто под именем Паро, Фараон); колдун Билам, пророк и злодей одновременно; и др. Из агады известно, что фараон, обуреваемый желанием войти в истории как политик, нашедший «окончательное решение еврейской проблемы», срочно созвал высокий консилиум, куда были приглашены Йов, Билам и Йитро. Билам посоветовал уничтожать евреев. Йов смолчал, ибо увидел, что фараон не для совета пригласил мудрецов, а для того, чтобы те поддержали его, заранее принятое решение своим авторитетом. Йитро, сообразив, что остается в меньшинстве, — а он не сомневался в том, что евреев трогать нельзя, — убежал и скрылся. К реализации был принят план Билама. Издали указ, предписывающий топить в водах Нила всех новорожденных еврейских мальчиков. В эти дни родился Моше. Мать положила его в корзинку и отпустила вниз по Нилу. Нашла и усыновила маленького Моше дочь фараона… Дальше всю историю вы знаете. Евреи, ведомые Моше, вышли из Египта. Фараон погнался за ними во главе своих доблестных колесниц. Море расступилось. Евреи прошли. Над головами египтян воды сошлись.

В это время Йов, смолчавший на фараонском совете, тяжко болел (см. Книгу Йова). Билам ждал, когда его пригласят проклясть вышедших евреев (см. главу Балак в книге Бемидбар), чтобы неожиданно благословить их и бесславно погибнуть в бою, оказавшись между моавитянами и евреями. А Йитро? О нем рассказывает наша глава. В самых первых своих словах. Перед тем как приступить к повествованию о получении евреями Торы.

Йитро шел к еврейству не самым легким путем. Он изучил всю мудрость своей эпохи, последовательно, что называется, побывав «внутри» всех религий и верований. В каждой из них он достигал пост жреца — и во всех нашел изъяны. Как он познакомился с евреями? Бежавший из Египта Моше долго жил в африканской стране Куш, после чего переселился в Мидьян, где его приютила семья Йитро. На дочери Йитро он и женился…

Краткое содержание главы: Йитро, тесть Моше, вместе с женой Моше, Ципорой, и двумя его сыновьями, своими внуками, Гершомом и Элиэзером, отправляется навстречу евреям, которые, выйдя из Египта, стоят лагерем у горы Синай. Моше получает от Йитро совет, как следует устроить судопроизводство. Йитро покидает стан. Рассказ о том, как евреи готовятся к получению Торы. Десять заповедей…

Безусловно, все знакомы с Десятью заповедями, которые даны ЕВРЕЯМ и никому больше. Напомним их, не конкретизируя и не приводя деталей: каждый еврей обязан верить во Всевышнего; не признавать ложных богов и не участвовать в изготовлении идолов; не произносить напрасно имени Всевышнего; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не участвовать в похищении людей; не лжесвидетельствовать; не домогаться при помощи принуждения того, чего не удается получить честным путем.

Многие учителя в этих правилах видят краеугольный камень, на котором стоит вся Тора. Но они, эти правила, не самые первые в Торе, есть еще семь законов, которые надлежит соблюдать не только евреям, но и всем людям на земле. Называются они законами сыновей Ноаха, поскольку в полном объеме были даны людям после Потопа. Вот они: каждому народу надлежит иметь справедливые суды; безусловно запрещено (кроме перечисленных выше идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния): богохульствовать, красть и грабить, а также мучить животных. (Мы только назвали эти законы, не приводя всех подробностей, связанных с их применением на практике.) Они, эти законы, касаются всех, в том числе и евреев.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.