Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Мишпатим, Недельная глава, Заповеди, Ложь, Реувен Пятигорский
Перед нами недельный раздел книги Шмот, который, в отличие от всех предыдущих, не рассказывает о событиях, что произошли с евреями при их блуждании по пустыне, а приступает непосредственно к систематическому изложению законов и положений Торы. Причем главной темой раздела Мишпатим являются законы, регулирующие отношения между людьми.
Заглавием для раздела служит его первый стих: «И вот законы, которые ты предложишь им (еврейскому народу)». С такими словами обратился Всевышний к пророку Моше. По поводу этих слов сказал раби Симха Буним из Пшисхи, известный хасидский цадик прошлого века: тем самым Тора хочет научить нас, что сперва надо предложить евреям законы, касающиеся отношений между людьми, и только затем — положения, определяющие отношения между человеком и Всевышним. Почему? Потому что: «Дерех эрец кодма ля-Тора, (правильное) отношение к людям предшествует Торе» (Ваикра Раба 9:3), — этика человеческих требований важнее всего остального.
Самое первое слово, которым открывается глава — Веэле: «И вот законы, которые…» Мудрецы заметили, что иногда новая тема начинается словом веэле, «и вот», а иногда — эле, «вот», без частицы «ве» (буква «вав», соединительный союз). Когда в начале стоит эле — нет никакой связи с тем, о чем рассказывалось раньше. Если отрывок начинается словом веэле — такая связь есть. Значит, наша глава — прямое продолжение главы предыдущей. О чем говорилось в главе Йитро? О получении евреями Торы на горе Синай, о Десяти заповедях. Подобно тому как они были получены на Синае, так и все законы, которые ныне предлагаются евреям и которые вошли в главу Мишпатим, получены на Синае. Вот что сообщает нам первая буква главы.
Спрашивает раби Ицхак Меир из Гур (ученик раби Симхи Бунима из Пшисхи, основатель движения Гурских хасидов): но ведь известно, что все заповеди Торы получены евреями на Синае! Более того, «даже то, что в будущем откроется (в Торе) вдумчивому ученику, тоже было сказано Моше на Синае» (Иерусалимский Талмуд, Пеа). Раз так, то какая новость в том, что законы нашей главы (регулирующие отношения между евреями) получены на Синае? На это отвечает сам раби Ицхак Меир из Гур: можно было бы подумать, будто законы, понятные человеческому разуму, выводятся, опираясь на доступную нам логику; чтобы мы не впали в ошибку, пришла Тора сказать, что эти законы — тоже от Всевышнего!..
В предыдущих выпусках всегда приводилось краткое содержание главы. Так было, пока Тора вела рассказы исторического характера — о первых поколениях людей на земле, о семье Авраама, его потомках, исходе современников Моше из Египта и т.д. Теперь начинаются главы с содержанием законодательного характера. Приведем самый краткий список некоторых положений главы Мишпатим. (Все они подробно разработаны в соответствующих трактатах Талмуда.)
При нанесении увечий человеку — компенсация за ущерб за счет ударившего. Если хозяин нанес увечье своему рабу-нееврею — то последний выходит на волю. Запрещено оставлять открытой яму в месте, которое принадлежит всем (например, на улице). За кражу — двойная выплата со стороны пойманного вора. Оставил без присмотра костер, так что огонь, распространившись, поджег чужое имущество, — платишь за ущерб, нанесенный огнем. Права и обязанности сторожей, хранящих чужое имущество. Чем рискует тот, кто одалживает вещь на время и бесплатно. Запрет на выдачу денег в рост (под проценты). «Не разноси ложного слуха; не давай своей руки нечестивому, чтобы свидетельствовать о неправде. Не следуй за большинством (идущим) на зло… Не криви судом… (Даже) нищему не потворствуй в его тяжбе (а суди нелицеприятно)… От неправды держись подальше…»
Последнее правило кажется совсем простым. Но заметьте, оно не требует от нас, чтобы мы «всего лишь» отказались от лжи; оно хочет, чтобы мы не принимали даже косвенного участия в том, что называется неправдой. Ибо любое участие в ней предосудительно! Даже если она — не больше, чем самообман. На эту тему Хафец-Хаим любил рассказывать такую историю. Один крестьянин хранил у себя старый потрепанный календарь еврейских месяцев, из которого всегда можно было узнать наступление очередного новомесячья, рош-ходеш. По этой причине среди соседей он слыл высокообразованным человеком или, попросту говоря, раввином. Со временем он и сам поверил в свою ученость. Но вот однажды наш «рав» оказался по делам в Вильне, где решил помолиться в синагоге Виленского Гаона. После молитвы он задержался на уроке изучавших Тору — и вдруг обнаружил, что ни слова не понимает. Так и сидел, пристыженный, с лицом человека, попавшего вместо похорон на свадьбу… Мы тоже привыкли, — заканчивал свой рассказ Хафец-Хаим, — называть друг друга равами и гаонами, забыв, что это далеко от правды. Но настанет день и окажемся мы в грядущем мире. Каков же будет наш стыд, когда мы увидим в нем великих учителей прошлого, и там продолжающих учить Тору. Поистине сказано: «От неправды держись подальше».
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.