Темы: Кирув, Ешива, Изучение Торы, Бааль Тшува, Община, Любовь к ближнему
В забытье или в небытье,
Как будто все приснилось мне,
Я вновь родился или я проснулся.
Хочу узнать, хочу постичь,
Хочу понять и полюбить.
Земля моя, знай, я к тебе вернулся!
Для всех тех, кто подобно столь знакомому каждому из нас герою нашей песни-эпиграфа, «хотят узнать, хотят постичь, хотят понять и полюбить» многовековое наследие наших предков и свое еврейское «я», и существует «Толдот Йешурун». А сегодня мы беседуем с автором и исполнителем, а «по совместительству» и координатором программы «Толдот Йешурун» в Офакиме, Михаэлем Гитлиным.
Михаэль Гитлин
— Что и говорить, Офаким представляет огромный потенциал для нашей работы. Конечно, самое главное и самое трудное всегда было и будет — «поднять целину». Что мы уже давно и неоднократно пытались сделать с весьма переменным успехом. Еженедельные лекции, домашние кружки, общее проведение еврейских праздников и субботних трапез все это у нас уже было. Но чего-то очень существенного не хватало. Чего именно, мы не могли понять, пока не столкнулись с системой, предложенной Авраамом Коэном, руководителем «Толдот Йешурун». Нам не хватало личного контакта, той спокойной, ненапрягающей учебы один на один между теми, кто уже несколько лет пропитан духом Торы и теми, кто только-только начал ощущать Ее вкус.
Кто же они, наши лидеры, не щадящие своего времени и сил на расспространение иудаизма в Офакиме?
Исраэль Штайнберг
Вы помните такую передачу «Алло, мы ищем таланты?». Исраэль Штайнберг как раз и является таким «скрытым талантом». Секрет его успеха в качестве прекрасного лектора по Гемаре и у офакимской, и у беер-шевской публики, достаточно прост. Во-первых, искреннее желание «давать», делиться не только своими знаниями, но и частичкой своей души. Во-вторых, тщательная и добросовестная подготовка, ибо мало кто может добиться серьезных результатов на основе «голого энтузиазма». И, наконец, твердая вера в то, что наше дело — приложить максимум усилий, а Всевышний уж найдет путь, как наилучшим образом реализовать эти человеческие старания, претворяя их в жизнь.
Вот вам другой пример. Однажды, захожу я с регулярной проверкой в наш колель и вижу, что все, даже самые далекие от религии, наши ученики сидят в... цицит. Сначала я подумал, что все это — мираж. «Что же все-таки произошло?» недоумевал я про себя. Но, видно читая мои мысли, один доброжелатель прояснил мне ситуацию. Оказывается на днях Зееву Гринбергу пришла в голову гениальная по своему масштабу и одновременно по своей простоте идея — на одном из своих общих уроков показать публике трогательный фильм о еврействе с собственным синхронным переводом. В этом-то фильме и фигурировал цицит. Фильм произвел на всех неизгладимое впечатление, и результат — на лицо (точнее, на теле).
Зеев Гринберг
Но, признаюсь честно, я сомневаюсь, что сам по себе фильм настолько бы тронул сердца, если бы не личность самого Зеева, человека замечательного, прямого, открытого, честного, всегда и везде пытающегося открыть себе и людям правильный вид на вещи. А, как известно, открытое сердце не может оставить хладнокровно закрытыми сердца других людей.
Реувен Элишаев
Если уж разговор зашел об открытом сердце, то тут невозможно не упомянуть нашего «героя Кавказа», Реувена Элишаева. Как нам рассказывала его жена однажды в Пурим, в разгар всеобщего, безудержного веселья Реувен вдруг залился слезами. Рыдал он о том, насколько еще далеки его братья, евреи Кавказа от настоящих, еврейских ценностей! Но недаром говорят наши источники, что ни одна молитва от чистого сердца, а тем более молитва в слезах не пропадает даром. Ему повезло. Мечта Реувена воплощается в жизнь на его глазах, а его кипучая деятельность распространяется далеко за пределы Офакима.
Но наш отчет о бурной, еврейской жизни в Офакиме не может быть полным без упоминания об ее передовиках и первопроходцах, рава Зеева и Миры Вайсбин. Многие годы они безустанно и при этом совершенно бесплатно действовали на этом поприще, распространяя иудаизм среди нас, выходцев из бывшего Советского Союза, оторванных от своих еврейских корней и, слава Б-гу, сегодня мы уже сомкнули наши ряды. Так еще раз подтвердилась неоспоримая истина, что никакие усилия не пропадают впустую.
Помимо преподования в нашем филиале «Толдот Йешурун» рав Вайсбин является главой колеля для русскоязычных женатых мужчин, а его с каждым годом лишь молодеющая супруга, несмотря на всю свою занятость, находит время, чтобы поделиться секретами успешной семейной жизни, а также, наверное, тайнами женского обаяния на своих уроках для женщин. И Голос Истины не утихает в Офакиме.
На этой оптимистической ноте можно было бы и закончить наш разговор о «Толдот Йешурун» в Офакиме, но, начиная с эпиграфа, мы бы хотели эпиграфом и закончить. Итак, в заключение, мы хотим напомнить всем нашим читателям и всем, кто, так или иначе, связан с приближением евреев к Традициям своего народа, слова Гилеля, служившие эпиграфом еженедельника «Взгляд в вечность», выходившего в свое время в Офакиме: «Если не я для себя, то кто для меня? Но если я лишь для себя, то, что я? И если не сейчас, то когда?..»
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.