Из цикла «Жить вдохновенно», темы: Разум, Акива Татц, Логика, Гармония
Рассмотрим теперь внешний разум. Мы уже видели, что "даат" (внутреннее знание) имеет более высокий исходный уровень - "рацон" (воля, желание). Точно так же внешний разум состоит из двух уровней. Это интеллект ("сехел") и "димьон" (воображение). К ним можно отнести все аспекты первичных или "корневых" уровней и их взаимоотношения с вторичными или внешними уровнями. Подобно тому, как на фазе опыта есть более высокий источник вдохновения, за которым следует более трудная фаза, и подобно тому, как "даат" содержит вдохновенно-возвышенный источник, называемый "рацон", точно так же во внешнем разуме есть "сехел", более высокий уровень, и "димьон", нижний уровень. Давайте проследим эту связь, чтобы узнать нечто более глубокое и фундаментальное о гармонии разума. В ходе предстоящего обсуждения мы узнаем нечто очень важное о системе управления разумом и способности концентрировать мышление.
Все пары мужских и женских, точнее, абстрактно-плановых и конкретно-строительных составляющих имеют одинаковые исходные элементы. Давайте определим их и затем примерим в связке "сехел-димьон". Плановый или кодовый уровень абстрактен, но он содержит в себе все необходимые инструкции для управления физическим уровнем (точно так же как в генах отца, есть все необходимое для участия в формировании плода во чреве матери.). Абстрактному уровню не хватает энергии. Все силы для физического строительства дает мать на своем физическом уровне. Абстрактный уровень - целиком теоретический; физический уровень - это ничто иное, как осязаемая реальность. Один уровень без другого бесполезен: план, не реализованный строителем, остается теорией; а строитель, не имеющий плана, построит хаотичную, лишенную логики мешанину. Зато при наличии обоих компонентов - строителя и плана - получается ценное, хорошо спланированное и безупречно возведенное здание.
Маарал (рабби Иегуда Леве бен Бецалель из Праги) представлял эту связь как соотношение формы и сущности. Форма - абстрактная концепция, сущность - осязаемая. Форма навязывает свои условия сущности, поэтому сущность имеет форму. Всякая сущность должна иметь какую-то форму, и всякая форма должна иметь какую-то сущность, чтобы выражать ее. Гармония достигается в том случае, если сущность предельно точно и красиво выражает свою форму. Такова формула любого искусства и эстетики.
Как эти положения воплощаются в интеллекте ("сехел") и воображении ("димьон")?
Интеллект - это чистая теория. Он представляет собой набор инструкций, логических ходов, которыми разум пользуется для мышления. Это чистая форма, чистая абстрактная логика. Воображение представляет собой набор графических образов, хранящихся в разуме; когда разум конструирует эти образы, получается сущность, которой манипулирует мысль. Интеллект - это, если хотите, компьютерная программа, а воображение - специфическая информация, которую надо заложить в компьютер, чтобы работала программа. Интеллект - это логика математического уравнения; воображение - набор конкретных чисел, которые содержит данное уравнение.
Интеллект не обладает собственной энергией; воображение - обладает. Когда мы откидываемся на спинку кресла и расслабляемся, интеллект выключается, а воображение работает. Интеллект требует специфической мотивации, направленности. Чтобы выстроить логическую цепочку мыслей, надо стремиться к этому, приложить соответствующие усилия. Чтобы отдаться стихии воображения, надо лишь приглушить логику.
Более того: нам чрезвычайно трудно долго сохранять логическое мышление и даже просто сосредоточенно думать об одном предмете сколь либо длительное время. Обычно происходит следующее (причем именно тогда, когда мы этого меньше всего хотим): посреди стройного логического хода мыслей в сознание неожиданно врывается какой-то посторонний образ, и тут же вспышкой проносится целая серия ассоциаций. В результате мы начинаем думать о чем-то, настолько далеком от исходной темы, что потом трудно вспомнить, как мы дошли до этой мысли.
Попытайтесь хотя бы раз сосредоточенно прочесть молитву "Шмоне-эсре" (главную молитву еврейской литургии, состоящую из восемнадцати благословений), и вы поймете, как трудно сохранять предельно логический, продуктивный и упорядоченный ход мыслей.
Эта проблема вызвана тем, что интеллект пассивен - его надо толкать, вести, зато воображение бурлит энергией - оно летит на своих крыльях. Поскольку воображение - это, по определению, набор графических образов, воспоминаний, картин, и оно не имеет собственной логики, его ассоциации беспорядочны и непоследовательны. И поскольку вся энергетическая сила заложена в воображении, оно напрямую связано с эмоциями и первичными побуждениями личности. В воображении содержится вся энергия, необходимая для строительства, для получения осязаемых результатов, и оно убегает из-под контроля, стоит лишь спустить его с тормозов.
Получается до боли знакомый маршрут: вы перемещаетесь из пункта "А" в пункт "Б" по логической мысленной цепочке, пытаясь решить, допустим, какую-то задачу или составить план важного мероприятия. Но едва вы достигли "Б", как некая периферическая, посторонняя деталь этого "Б" провоцирует мощный взрыв воспоминания (воспоминание - это графический, заряженный энергией продукт воображения). Это воспоминание, чисто ассоциативное, пробуждает еще одну цепь воспоминаний. Под воздействием какой-то периферической детали той второй цепи в памяти всплывает новый образ или картина. В результате вы тонете в море фантазий, настолько бурном, что забываете об исходной задаче, которую намеревались решить. Вас охватывают раздражение и досада, вы стряхиваете с себя хоровод грез и возвращаетесь к началу логичного мыслительного процесса, продвигаетесь от пункта к пункту - до следующей предательской атаки воображения.
Все это хорошо знакомо каждому из нас. Редко кому удается так дисциплинировать свое мышление, чтобы думать, не отвлекаясь, хотя бы несколько минут кряду лишь об одном предмете.
Добиться такой дисциплины мышления можно лишь одним путем: поставить воображение под контроль интеллекта. "Димьон" должен служить "сехелу". "Сехел" должен информировать и направлять "димьон". Интеллект должен вызывать из воображения только те элементы - образы, воспоминания, факты, - которые необходимы для данного этапа мыслительного процесса, и не более того. По завершении этапа, надо подавить инициированные графические элементы и перейти к следующему этапу мышления, мобилизовать новую серию элементов. Нельзя допускать, чтобы воображение перегружало интеллект, вторгалось в него со всем своим богатым арсеналом воспоминаний, образных картин и чувств. Такая согласованность позволит контролировать мысль, добиваться концентрации мышления.
Гармония мысли равно проявляется в самых различных формах. Например, талантливый художник дает волю своему воображению, не ставя перед ним практически никаких барьеров. Интеллект контролирует процесс лишь в той степени, которая позволяет добиться единства темы и творческого поиска - баланса и эстетической связи. Суть такого баланса можно выразить в образе могучего коня, на котором восседает маленький, но очень чуткий и опытный всадник.
Зато у блестящего математика в мышлении почти целиком доминирует логика. Его логика нуждается в фактах, цифрах, числовых выкладках, которые в совокупности дают ей необходимую базу для дальнейших поисков.
Таков анализ мышления. Знание перечисленных факторов поможет развить в себе способность к концентрации мыслей. Наша главная цель - добиться полной гармонии между абстрактной формой и осязаемой сущностью, между абстрактным истоком логики в разуме и графическим проявлением воображения. Ибо подлинная красота заключена в гармонии противоположностей.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»