Темы: Цель творения, Будущий мир, Рай, Работа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Помогите разобраться!.. Неужели Творец полагает, что идея сотворения мира поможет нам оценить какие-то там сотворенные Им для нас блага по достоинству и больше, чем те, которые мы когда-то недооценили? Что значит в Его понимании «оценить по достоинству»? В чем это выражается?
Приведу сравнение. Вы много работали, вам было тяжело и — вот результат: небольшая сумма денег, позволяющая вам получить какое-то наслаждение. Вы заходите в магазин и — вау! — выбираете тортик. Рассчитались. К вам подходит кондитер и начинает «заливать», как он старался весь этот кулинарный шедевр сотворить именно для вас.
Он даже раскрывает вам тайну: мол, тортик он и раньше вам делал и дарил, но вы не смогли его по достоинству оценить. Поэтому он сделал свой торт и принес в магазин, где вы его и купили. Какой торт был вкуснее — тот, который когда-то получили бесплатно и недооценили? Или тот, за который вам пришлось попотеть? Тода! (Спасибо!)
Здравствуйте!
Эту идею — то, что человек заработал, попотев, ценится больше, чем то, что он получил бесплатно, — мы действительно находим у мудрецов. Только находим как ответ на следующий вопрос: если Б-г желает облагодетельствовать человека, почему Он сразу не поместил его в Будущий мир и не дал ему райское блаженство? Почему сначала человек должен прожить жизнь в этом мире — с его проблемами, страданиями, несправедливостью и злом?
На это дается ответ: если бы человек сразу получил все блага Будущего мира, они были бы незаработанной подачкой. А больше ценится именно то, что заработано. Поэтому человек должен сначала побыть на этом свете, преодолевая его проблемы, борясь со злом, совершенствуя мир и себя, — и тогда блага Будущего мира будут им заработаны и даны в награду. Точнее, награда в Будущем мире — это не какие-то пряники с тем самым тортиком в придачу, а совершенство и полноценность самой души, которое и является результатом деятельности человека в этом мире: он сам строит свой Будущий мир, кует свое счастье.
А цель сотворения ЭТОГО мира, в свете сказанного, — не столько наделить человека благами (хотя и они имеются), сколько дать ему материал для работы. Цель его жизни здесь — совершенствование мира. Вот ему и дан мир, который можно совершенствовать, вместе с инструментами, которые он может для этого использовать.
Этот мир прекрасен и до начала работы с ним — чтобы у человека были достойные условия труда, а также — чтобы он полюбил этот прекрасный мир и ЗАХОТЕЛ его охранять, — но его можно совершенствовать.
Поэтому Тора пишет (Берешит 2:15): Б-г поместил человека в Ган-Эден, «чтобы возделывал и охранял его». Мудрецы говорят (Мидраш Коэлет Раба 7:1), что Б-г показал Адаму все деревья в саду и сказал: посмотри, как все красиво. И все это Я создал для тебя. Постарайся же не испортить Мой мир.
Вот в чем заключалось сообщение Б-га человеку о сотворении мира: Он назначил человека «садовником» в Своем прекрасном мире-саду (или «городе-саду», выражаясь языком Маяковского) и сделал его ответственным за возделывание и поддержание сада.
Таким образом, главное, что человек должен ощущать, глядя на сотворенный Б-гом мир, — это ответственность за него. Обязанность совершенствовать его и не портить.
Но и благодарность тоже: ведь и этот несовершенный мир полон таких благ и красот, получать истинное наслаждение от которых может только человек. Все красоты природы, вся созданная человеком с Б-жьей помощью архитектура и искусство доставляют наслаждение человеку и могут быть оценены только им — животным это не дано и не надо. Даже еда, которой и животные питаются, может быть деликатесной, такой, что только человек ее оценит, животным это не нужно.
Таким образом, все эти прелести мира явно были созданы Б-гом специально для человека. А раз так, то, конечно, мы должны испытывать благодарность — да у нас есть и своего рода ОБЯЗАННОСТЬ насладиться. Ведь, если что-то прекрасное или вкусное просто лежит себе, а мы нашли, то можем насладиться, а можем и не брать. Но если кто-то специально это для нас приготовил, то НАДО взять — иначе получится, что хозяин зря старался. И поблагодарить надо — он заслужил. Такова элементарная логика.
Так что будем наслаждаться теми благами нашего мира, которые Б-г создал специально для нас, а главное — ответственно относиться к этому миру, стремиться его совершенствовать и беречь от вреда. И так зарабатывать себе награду в Будущем мире, которой сможем насладиться как честно заработанной.
С уважением, Меир Мучник
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Насколько буквально, и что они под этим понимают?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Мирьям Климовская
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Где находится Ган-Эден? И сколько их?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Бенцион Зильбер
…и многие другие?
Рав Реувен Куклин
Если бы все играли в азартные игры, кто бы работал? А если бы все изучали Тору?..
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его