Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Для чего Б-г наделил Моше сиянием лица?

Темы: Золотой телец, Моше, Шхина, Синай, Праведники, Богобоязненность

Отложить Отложено

Шалом! Для чего Б-г наделил Моисея сиянием лица после посещения горы Синай? Это было сделано, чтобы народ боялся его? (И боялись сыны Израиля подойти к нему). Что на этот счёт говорят наши мудрецы? Спасибо за ответы! Элимелех

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Элимелех,

Раши пишет (комментарий к Шмот 34:29): от лица Моше исходило сияние потому, что Всевышний «покрыл» его Своей защитой и благословением, как сказано (Шмот 33:22): «И покрою тебя рукою Моею» (Таргум — арамейский перевод: «Своим речением»).

В другом месте Раши объясняет, что сияние было светом всех тех «корон» (сияний), которые ангелы возложили на головы сынов Израиля, когда те выразили готовность принять и исполнить все, что заповедует им Всевышний в Торе. А после греха создания тельца они вынуждены были «сложить» с себя короны, и тогда Всевышний увенчал всеми этими коронами Моше.

Еще одно объяснение: длительная близость к Шхине на горе Синай «осветила» лицо Моше.

Вы спрашиваете: для чего? Пишет Раши (там же, 34:30): «Посмотри, насколько велика сила греха. Ведь до того, как они простерли руки для нарушения (создания тельца), сказано: “А вид славы Всевышнего — как огонь пожирающий на вершине горы, пред глазами сынов Израиля” (Шмот 24:17) — и не боялись, и не содрогались. А после того, как сделали тельца, отпрянули и содрогались даже от лучей сияния (лица) Моше».

Значит, действительно, и для того, чтобы боялись — греха, познав его силу и опасность.

И еще — чтобы осознали: тот, кто остается верен истине, будет благословен и возвысится, и тот, кто приближается к великому и святому, изучает слова Б-га, — освящается.

И чтобы узнали, что, когда люди приближаются к святому, их охватывает трепет, и научились богобоязненности, благоговению перед беспредельным величием Всевышнего. И трепету перед Его слугами — праведниками и пророками, перед мудрецами Торы.

С тех пор Моше, обучая Торе народ Израиля, снимал покрывало с лица, и они принимали учение из уст Моше как продолжение того, что получили у горы Синай, при свете сияния, напоминающего об откровении Шхины — прикосновения Всевышнего и Его присутствия в мире.

С уважением, Эльяким Залкинд

 

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его