Темы: Видуй, Предназначение, Шломо, Смерть, Спасение жизни, Шма Исраэль, Цари Израиля
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав! Меня интересует следующий вопрос. Имеются ли в Торе или, в целом, в Танахе ситуации, когда человек, либо, ослушавшись Всевышнего, либо по непреодолимым обстоятельствам (оказался не в том месте, не в то время, не в том состоянии, физическом или духовном) попадает в безвыходное положение?
Я имею в виду, когда человек либо сам себе, что называется, «вырыл могилу», либо так сложились обстоятельства, от него не зависящие.
Часто говорят, что безвыходных ситуаций не бывает. Либо безвыходная ситуация выглядит такой лишь на первый взгляд, т. е. кажется таковой. А, тем не менее, если взять, какие-нибудь ситуации, когда человек оказывается в помещении, его закрыли и собираются расстреливать? Разве здесь есть выход? Или человек находится на крыше и его решают сбросить, и никакая хитрость не может помочь. Наконец, самолёт падает на землю и разбивается. Это же и есть примеры безвыходной ситуации, мне так кажется.
И вот здесь хотел сделать небольшую ремарку. Мне кажется, что такие ситуации, которые я перечислил выше, безвыходные, когда человек смотрит на них как тот, кто не верит в будущую жизнь. А для того, кто верит, что есть жизнь после смерти, эта ситуация в рамках физического мира безвыходная, но, не ограничиваясь этим миром, человек понимает, что для Всевышнего Бога это не так. И поэтому ситуация для него не кажется столь фатальной.
В книге Коэлет есть такие слова: «И даже не знает человек час свой, подобно рыбам, захваченным злой сетью, подобно птицам, попавшимся в силок, — подобно им уловляются в злой час сыны человеческие, когда внезапно он их настигает» (Коэлет 9:12). Как вы считаете, Рав, речь идёт в этих словах царя Шломо о безвыходных ситуациях? С уважением! Святослав
Здравствуйте, Святослав!
Общий ответ на Ваш вопрос — все в руках Б-га. Даже если ситуация кажется безвыходной человеку, Б-г всегда может спасти, если так решит. А если решит, что срок человека истек, то ничто не спасет человека, даже если он не считает свою ситуацию безвыходной или вообще не подозревает об опасности.
Именно в последнем заключается смысл упомянутого Вами стиха из книги Коэлет. Он является продолжением предыдущего (там же 9:1): «И еще я увидел под солнцем, что не легким [удача] в беге, не силачам [победа] на войне, и не у мудрых — хлеб, и не у разумных — богатство, и не у знатоков — благоволение; но срок и беда постигают их всех».
Согласно комментариям, смысл здесь в том, что полноценным властителем над миром и судьбами является только Б-г. Каким бы человек ни был сильным, быстрым или умным, это ему не поможет, когда Б-г решит, что срок его истек. Далее Коэлет говорит: человек также не знает своего часа; то, что, в конечном счете, его погубит, может прийти внезапно, не дав ему шанса подготовиться и использовать свою силу, мудрость или другую способность, которая помогала ему решать проблемы до сих пор.
Так что необязательно речь о том, что человек попадает в безвыходную ситуацию, а о том, что в любой ситуации все в руках Б-га и Он может сделать так, что человеку ничто не поможет. Поэтому человеку следует не воображать себя всесильным и неуязвимым, а помнить, что он полностью зависит от Б-га.
В то же время, как сказано, зависимость от Б-га означает, что Он может и спасти, — даже если человеку ситуация кажется безвыходной. Я лично знал человека, который уже находился в газовой камере в Освенциме, но в последний момент нацистам потребовалась рабочая сила и они его оттуда вывели и, в конечном счете, он выжил. Даже если самолет падает, бывает же, что люди выживают.
Это не значит, что в таких ситуациях Б-г спасает всегда. Ведь большинство людей, попавших в газовые камеры, живыми оттуда не вышли. И в авиакатастрофах часто погибают все, кто находится на борту, или большинство. Но это значит, что человек должен до последнего не оставлять надежду — и молить Б-га о спасении. Оно возможно, Б-г знает как (в буквальном смысле), и молиться Ему стоит.
В то же время, трезво оценивая ситуацию и зная, что, в конечном счете, все смертны, человек, попавший в подобную ситуацию, должен быть готов и к такому исходу. Понимать, что его пребывание в этом мире в любом случае временное, отведенное для выполнения его миссии и что потом ему предстоит дать об этом отчет и, в зависимости от результатов, получить награду или понести наказание.
Поэтому в ситуации, когда кажется, что приближается конец миссии и время отчета, следует принять меры и в этом «направлении»: раскаяться в тех грехах, которые совершил; если есть возможность, попросить прощения у людей. Люди, оказываясь в подобных ситуациях, часто это инстинктивно чувствуют. Многие пассажиры самолетов 11 сентября, ощущая, чем кончится, стали, как могли, связываться с родными и говорить последнее «прости» и «люблю». У религиозных евреев принято в подобных ситуациях произносить видуй — признание в грехах перед Б-гом — и провозглашать «Шма Исраэль» — декларацию веры в Б-га и верности Ему.
Религиозный человек действительно должен понимать, что смерть — это не конец и что после нее что-то есть. В то же время, Б-г не случайно создал человека и его жизнь в этом мире таким образом, что смерть воспринимается как конец и внушает ужас, неспроста заложил в человека мощный инстинкт самосохранения.
Это значит, что, при всем понимании и вере в будущий мир, человек, тем не менее, должен стремиться к максимальному продлению жизни: и сам прилагать усилия, и молить об этом Б-га. И себя спасать, и других. Потому что в одном жизнь действительно уникальна и представляет собой единственный шанс: только пребывая в этом мире, мы можем самосовершенствоваться и заработать ту награду, которая нам полагается за работу здесь.
Этим и стоит заниматься.
С уважением, Меир Мучник
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?