Темы: Пост Гедалии, Рош а-Шана, Йом Кипур, Сотворение мира, Еврейский календарь, Месяц Тишрей, Раби Акива, Изаксон
Месяц Тишрей является седьмым месяцем в еврейском календаре. Это может показаться странным, потому что Рош-аШана — Новый Год приходится на первый и второй дни Тишрея. Произошло это потому, что Тора сделала месяц Нисан первым месяцем года, чтобы подчеркнуть историческое значение Исхода евреев из Египта, который приходится на 15 день этого месяца и который означает рождение нашей нации. Однако, согласно традиции, мир был создан во время Тишрей, или, чтобы быть более точным, Адам и Ева были созданы в первый день Тишрея, который был шестым днем мироздания и поэтому Тишрей является началом года. В связи с этим и Рош-аШана празднуется в это время.
***
В каждом годе имеется двенадцать месяцев и имеется столько же колен Израилевых. Каждый месяц еврейского года представляет одно из колен. Месяц Тишрей является месяцем колена Дана. Это имеет символическое значение, потому что когда Дан родился, его мать Леа сказала: «Г-сподь судил меня (данани) и подслушал также мой голос». Дан и Дин (Иом-аДин — Судный день) происходят от одного и того же корня, означающего, что Тишрей является временем Божественного правосудия и прощения.
Точно так же, каждый месяц Еврейского календаря имеет свой знак Зодиака (по еврейски — Мазал). Знаком Зодиака для Тишрея являются Весы. Это представляет символ Судного Дня, когда Б-г кладет на весы хорошие поступки и плохие поступки человека.
***
Хотя каждое Новолуние отмечается и благословляется в синагоге в предшествующую ему Субботу, Новолуние Тишрея никогда не отмечается и не благословляется в синагоге. Оно не благословляется нами, потому что Сам Г-сподь благословит его. Оно не отмечается по той причине, что большая часть того, что касается Рош-аШана, «скрывается» и окружена тайной. Мистический аспект Рош-аШана указан в Писании: «Трубите в новомесячье Шофара, в скрытое время, в день праздника нашего» (Пс. 81:4-5). Дьявол, доносчик, не должен быть предупрежден о приближении Рош-аШана, Судного Дня. Это тоже является одной из причин того, что «Новолуние» не упоминается в молитвах Рош-аШана. Это также является одной из причин того, что первая часть книги Бытия не читается на Рош-аШана, хотя ее и следовало бы читать, в виду того, что Рош-аШана — это рождение Человека, так как Адам был создан на Рош-аШана (смотри ниже).
***
Первый день Тишрея, который является первым днем Рош-аШана, не может выпасть на воскресенье, среду или пятницу.
Исторически, однако, первый Рош-аШана выпал на пятницу, шестой день Создания мира. В этот день Господь сперва создал скот и зверей лесных и всех гадов и насекомых, и последним — Человека. Таким образом, когда человек был создан, он нашел всё готовым для себя. Наши мудрецы усмотрели в этом порядке Создания вдумчивость хорошего хозяина, который до приглашения почетного гостя приводит свой дом в порядок, зажигает много огней, приготовляет хорошую пищу и т. д., таким образом гость находит всё готовым к своему приходу. Но они также видят в этом очень глубокомысленный урок: Если человек достойный, с ним обращаются, как с почетным гостем; если он этого недостоен, ему говорят: «Не гордись собою; даже насекомое было создано до тебя!»
Первый человек Адам был создан взрослым, совершенным человеком. Он был очень умным существом, и в момент, когда он раскрыл глаза, он узнал своего Творца и назвал Его «Царем Вселенной». И он обратился ко всем созданиям: «Придите и да помолимся, склонитесь и станьте на колени перед Г-сподом, нашим Творцом!» Таким образом Рош-аШана является днем коронования Творца Вселенной. Коронование царей провозглашается звуком труб. Таким образом звуки Шофара на Рош-аШана символически напоминают нам также о Божественной Коронации. По той же причине этот день является днем «амнистии» и прощения.
***
В самый первый день своего создания Адам нарушил заповедь Г-спода, поев с запрещенного дерева, и был судим Б-гом. Это учит нас, что человеку свойственно заблуждаться, а Божественному прощать.
В день Рош-аШана родился Каин, вместе с сестрой-близнецом. Авель тоже родился в день Рош-аШана вместе с сестрой-близнецом.
В Рош-аШана Каин тоже убил своего брата Авеля, но тотчас же раскаялся. Узнав о силе раскаяния, Адам тоже раскаялся.
Согласно некоторым источникам, воды Потопа высохли в день Рош-аШана. Те же источники утверждают, что наши праотцы Авраам, Исаак и Яков родились и скончались в этот день. Мы читаем о рождении Исаака в первый день Рош-аШана, и связан был Исаак (Акеда) на второй день.
***
Наши прародительницы Сара и Ривка, а также наша пророчица Хана, которые были бездетными, были наделены потомством, когда их молитвы были услышаны на Рош-аШана.
***
Другие события в нашей древней истории имели место на Рош-аШана: пророк Элиша благословил женщину из Шунем с рождением ребенка; вернувшиеся изгнанники из Вавилона начали снова приносить жертвоприношения Г-споду; Эзра Ученый собрал весь народ и прочел ему выдержки из Торы, приведшие к покаянию среди вернувшихся изгнанников. Однако Эзра и Нехемия предложили народу забыть о досаде и горе на празднике и отложить свой пост и слезы до окончания Суккота.
В Средние века, в 4773 году (1013), раби Амнон претерпел мученическую смерть в первый день Рош-аШана; он является автором торжественной молитвы «Унтане токеф», которую читают во время службы Мусаф Рош-аШана и Иом-Кипур (см. стр. 61-66).
Второй день Тишрей был во время создания мира первой Субботой. В конце Субботы Адам и Ева увидели в первый раз темноту. Они сидели, напуганные в темноте, пока Адам не споткнулся случайно о два камня, которые задели один другой и произвели искру света. После этого он благословил свет. (Поэтому каждую субботу вечером произносится благословение на свет в молитве Авдала).
Согласно некоторым источникам, Гедалья, сын Ахикама, губернатор Иудеи после разрушения первого Храма, был убит на второй день Рош-аШана, в Мицпе (в 3339 году). Пост по этому случаю соблюдается, однако, на следующий день, по причине праздника.
Третий день Тишрей соблюдается как пост Гедальи (см. выше). Его убийством оставшимся еврейским поселениям в Святой Земле был нанесен тяжелый удар. Это один из четырех постов, имеющих отношение к разрушению Храма.
В четвертый день Тишрей (в 5474 году) скончался святой человек и мистик раби Йоель Баал-Шем из Остраха. В тот же день (в 5581 году) скончался раби Авраам, сын Йехиэля-Михла из Вильно, автора известных книг по Еврейскому праву и обычаям «Хаей-Адам» и «Хохмат-Адам».
В пятый день Тишрей родился Нафтали, сын нашего патриарха Якова. Он прожил 133 года и умер, как утверждают некоторые источники, в тот же самый день.
В этот день также был схвачен римлянами раби Акива, и он умер мученической смертью от их рук в день Йом-Кипура. Он был один из десяти мучеников, ставших жертвами римлян.
***
Шестой день Тишрей является годовщиной смерти «Дедушки из Спола», скончавшегося в 5572 году.
В седьмой день Тишрей родился Звулун, сын нашего патриарха Якова. Некоторые источники утверждают, что Звулун жил 124 года.
***
В восьмой день Тишрей состоялась закладка Храма, построенного царем Соломоном (в 2935 году после Создания). С этого дня жертвоприношения были запрещены в других местах.
***
Девятый день Тишрей — канун Йом-Кипура.
Десятым днем Тишрей является Йом-Кипур, Судный День. Он не может прийтись на воскресенье, вторник или пятницу.
В этот день наш патриарх Авраам совершил себе обрезание в возрасте 99 лет (в 2047 год после Создания). (Согласно другим источникам, это произошло на второй день Рош-аШана; а по мнению третьих, это имело место в 13 день Нисана.
В Йом-Кипур (в 2449 году после Исхода) Моисей спустился с Горы Синай и принес вторые каменные скрижали с Десятью Заповедями и счастливую весть о прощении Б-га (за грех с Золотым Тельцом).
Во время празднованя закладки и освящения Храма царем Соломоном (восьмой день, см. выше) не было поста на Йом-Кипур согласно Божескому приказанию; но день этот был посвящен празднованию этого великого события.
Раби Акива (как сказано выше) умер мученической смертью на Йом-Кипур, со словами из Шма на своих устах. В день его кончины родился раби Йеуда Ганаси (составитель Мишны).
На Йом-Кипур император Адриан издал декрет, запрещающий обрезание. (Примерно между 4260 — 4300 голами после Создания).
Раввин Ахай, сын Рава бар Абуха из савураев скончался в Йом-Кипур.
Обзор по теме Месяц Тишрей
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.