Темы: Реувен, Ог, Гад, Моше, Земля Израиля, Святая Земля, Колена Израиля, Рав Арье Гальчук
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. В недельной главе Матот описывается, как сыны Гада и Рэувена подошли к Моше. На мой взгляд, очень странно.
1. Ведь Всевышний вывел евреев из Египта, чтобы привести в землю, обещанную праотцам, а сынам Гада и Рэувена это, вроде как, и не нужно.
2. Но Моше тоже ведет себя довольно странно, нет даже намека, что он обращается к Всевышнему или говорит от Его имени, как, например, в деле дочерей Цлофхада (Бемидбар 27, 1:11). Заранее благодарю.
Шалом! Большое спасибо за интересные вопросы. Давайте кратко опишем ситуацию:
В конце сорокалетнего странствия по пустыне еврейский народ под предводительством Моше одерживает победу над двумя могущественными эморейскими царями — Сихоном и Огом — и захватывает обширные территории на восточном берегу Йардэна (реки Иордан). Вместе с прочей добычей у евреев «на руках» оказывается огромное количество скота. Тора сообщает, что сыновья Гада и Реувена обращаются к Моше Рабейну с просьбой оставить их на этом берегу Йардэна. «Земля, которую поразил Господь перед общиной Израиля, — говорят они, — земля, обильная пастбищами, а у рабов твоих много скота» (Бемидбар 32:4). Перед еврейским народом стоит цель — завоевание Земли Израиля. Но сыновья Гада и Реувена полагают, что уже нашли себе землю — на этом берегу Йардэна.
Моше Рабейну не принимает их предложения по двум причинам:
Но Моше Рабейну словно не обращает внимания на то, что этими своими словами сыновья Гада и Реувена отказываются от «желанной Земли», Земли, обещанной праотцам! И, получив заверения в том, что они выступят на войну вместе со всеми, он с легкостью соглашается оставить их на этом берегу Йардэна. Как объяснить странное поведение колен Гада и Реувена? И почему Моше Рабейну не упрекает их в отказе от Земли Израиля?
Попробую ответить на Ваши вопросы.
Во-первых, весьма вероятно, что Заиорданье также является частью Земли, обещанной праотцам. Ведь Всевышний пообещал Аврааму в том числе землю эморейцев и землю Рефаим (Берешит 15:20), а земля, отданная Гаду, Реувену и половине колена Менаше называется «землей эморейца и землей Рефаим» (Дварим 3:8, 13; подробнее об этом смотрите в комментарии «Ор а-Хаим» к Дварим 3:13).
Во-вторых, даже если это и не та обещанная земля, завоеванная всем еврейским народом по слову Всевышнего, она становится неотъемлемой частью Земли Израиля (см. Рамбам, Мишнэ Тора, Ильхот Трумот, начало 1-ой главы). Наши мудрецы называют восточный берег Йардэна Землей Израиля, хотя и оговаривают, что святость земли Кнаан выше, чем святость Заиорданья (Бемидбар Рабба 7:8)
И, наконец, в книге Дварим, в недельной главе Вэ-зот а-браха, Тора приоткрывает нам истинную причину, по которой колено Гада хотело остаться. Зная, что Моше Рабейну не суждено перейти Йардэн, они решают оставаться с ним! В благословении, которое Моше дает колену Гада, есть такие слова: «И высмотрел первым себе (землю), ведь там скрыт надел Законодателя…» (Дварим 33:21). Объясняет Сфорно: когда он (Гад) выбрал себе землю Сихона и Ога, хоть святость ее не так велика, как святость Земли на том берегу Йардэна, он сделал это, чтобы получить то, что было для него крайне важным. Там, в земле Сихона и Ога, скрыт надел Законодателя — там находится могила Моше Рабейну…
С уважением, Арье Гальчук
Рав Овадья Климовский
Так всё живое извратило путь свой на земле или не всё?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Арье (Лев) Кацин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Первенец Зилпы, служанки Леи, стал основателем одного из колен Израилевых. Поселились ли потомки Гада в Эфиопии?
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Гади Поллак
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Арье Гальчук
Какую заповедь выполнил Каин?
Хава Куперман,
из цикла «12 колен Израиля»
Рав Мендель Агранович
Вернутся ли пропавшие в земле Ашшурской?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»