Темы: Благословения на еду, Кашрут, Скромность в поведении, Еда, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ нас с друзьями возник следующий вопрос: нужно ли произносить благословение на жвачку?
Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде чем начать жевать резинку, нужно произнести благословение. Отметим: многие в религиозном обществе считают, что такое жевание не соответствует правилам хорошего тона.
Давайте коротко разберем Ваш вопрос. Для этого нужно сначала ответить еще на один: нужно ли произносить благословение перед тем, как попробовать какое-либо блюдо? Например, чтобы понять, готово ли оно, хватает ли соли и т. д. Шулхан Арух (210:2) приводит два мнения по этому вопросу.
Согласно первому мнению, все время, пока человек собирается только попробовать пищу (даже если он ее глотает), а не есть, он не должен произносить благословение на еду. (Речь о тех случаях, когда пробуют жидкость объемом меньше 86 мл. приблизительно или твердую пищу объемом меньше 30 см. куб.).
Согласно второму мнению, если человек проглатывает пищу, он обязан произнести перед этим благословение, даже если он ее только пробует. Но если он пробует и выплевывает, благословение произносить не нужно.
В конечном счете закон устанавливается так. Существует правило: если по вопросу о благословениях у галахистов есть сомнение и разногласия, принимают «облегчающее» мнение. Поэтому, если человек собирается только попробовать еду (даже если он ее глотает) и не собирается есть, он не должен говорить благословение.
Но, чтобы быть совершенно уверенным, изначально лучше поступить следующим образом: когда человек собирается попробовать и проглотить пищу, пусть решит для себя, что намерен получить от нее удовольствие, и рассматривает ее как еду. В этом случае он должен произнести благословение по всем мнениям (Мишна Брура 210:19).
Из сказанного понятно: когда человек собирается что-то съесть и получить от этого удовольствие, то по всем мнениям он должен произнести благословение, даже если количество пищи очень небольшое. Это верно, даже если он только «выжимает» вкус, но не ест саму пищу, как бывает, например, когда сосут палочки сахарного тростника (Шулхан Арух 210:15; Хаей Адам 49:4).
Теперь можно ответить и на Ваш вопрос о жевательной резинке: хотя саму эластичную основу выбрасывают после использования, она содержит вкусовые и ароматические добавки, которые человек ощущает и глотает, получая при этом удовольствие. Поэтому ПЕРЕД употреблением жевательной резинки следует произнести благословение «Ше-а-коль» — «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, по Чьему слову возникло всё» (респонс Беэр Моше 2:12, Киньян Тора 5:17). Но, поскольку объем этих добавок очень мал, нет обязанности произносить благословение ПОСЛЕ еды.
Хотя человек проглатывает лишь небольшое количество этих добавок, жевательная резинка, безусловно, должна быть кошерной — на ней должен быть эхшер. Т. е. она должна пройти проверку, после которой производитель получает на нее сертификат кошерности от компетентной организации, занимающейся кашрутом.
В заключение снова вспомним, что многие в религиозном обществе не считают жевание резинки «хорошим тоном».
С уважением, Яков Шуб
Читайте: тема Благословение
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе понятие «приватной», конфиденциальной информации?
Мира Вайсбин
Рав Бенцион Зильбер
Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?
Мирьям Леви,
из цикла «Эффективное еврейское воспитание»
Проблемы питания у детей мы создаем сами. У малышей есть врожденный механизм, который защищает их от недоедания и авитаминоза. Если ребенок отказывается от какой-то пищи, забирайте ее.
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
Злата Грайбер
У моей дочки явный перебор с весом
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его