Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Иудаизм привел евреев к беспричинной ненависти. Может быть, христианство покажет им истинный путь?

Темы: Христианство, Ненависть, Ислам, Духовность, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте! Около двух тысяч лет назад, после разрушения Второго Храма, народ Израиля упал с духовной ступени, на которой до того находился, и из братской любви впал в беспричинную ненависть. Все, что евреи до того вынесли из святых книг, превратилось в иудаизм периода изгнания. Так развился иудаизм, за ним христианство, а затем ислам. Все эти религии возникли потому, что народ Израиля потерял свою духовность. Так почему до сих пор иудаизм пытается вернуться к тому прошлому тысячелетней давности, если это привело только к разрушению? Может быть, христианство и христианский образ жизни в каком-то смысле показывает Истину и тот истинный путь, который приведет человека к высокому духовному росту и приближению к Творцу, а не будет духовным падением человека, как это случилось в истории с иудаизмом? Тимур

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Тимур!

Если я правильно понял, Вы считаете, что иудаизм «привел» евреев к беспричинной ненависти, а теперь, может быть, христианство и ислам покажут истинный путь к духовному росту, без того падения, что случилось с евреями.

Что ж, давайте даже не будем спорить о теориях, а взглянем, что случилось на практике, и будем судить по результатам. Ведь у христианства уже было 2000 лет для того, чтобы куда-то человека повести, да и у ислама почти 1400 лет. Ну и как?

Не станем, конечно, отрицать, что среди христиан есть много хороших людей и что сегодня христианство уже не такое воинственное. Но это потому, что к настоящему моменту оно уже «состарилось», а эпоха его активной жизни и «пассионарности» осталась в прошлом — в основном, в Средневековье. А тогда, как известно, христианство привело к страшным погромам времен крестовых походов, пыткам и кострам инквизиции. Теперь «пассионарна» и полна энергии, скорее, другая религия — ислам. Что ж, достигнутые высоты отрицать невозможно: уже даже на самолетах в высокие небоскребы врезаются.

Такое даже «падшим» евреям в голову не приходило. А ведь еврейский народ, мягко говоря, пассивностью не отличается. Евреи активные, пылкие, идейные, часто оппозиционеры, радикалы, возмутители спокойствия. Много среди них горячих голов и приверженцев крайних взглядов. И религии своей тоже многие до сих пор страстно привержены. И при всем при том, они ни разу не доходили до подобных безумств и зверств.

(Единственный раз в истории, когда евреи приняли участие в массовом кровопролитии, — это когда некоторые из них отошли от иудаизма и уверовали в коммунизм, который был, по сути, «атеистическим христианством»).

Если же говорить конкретно о беспричинной ненависти, то и тут материалов для сравнения хватает. Да, евреи, будучи пылкими и идейными, могут друг с другом горячо спорить и даже конфликтовать, картина современного Израиля в этом плане достаточно красноречива. А накануне разрушения Второго Храма и вовсе скатились к кровопролитию.

А христиане друг с другом? Слыхали что-нибудь о католиках и православных, о католиках и протестантах? Одна Варфоломеевская ночь чего стоит, а это лишь один эпизод в более чем вековой кровавой войне христиан с христианами, католиков с протестантами. Но и до возникновения протестантизма католики между собой тоже умели — ведь вся эпоха Средневековья прошла еще до того раскола, а тогдашний уровень взаимной любви единоверцев-христиан известен… Практически вся европейская история — это войны, войны и войны, все между христианами. Когда бьют евреев, еще понятно, что ненавидят, но единоверцев-христиан-то за что?

Мусульмане друг с другом тоже. Тут даже машина времени не нужна, полюбуйтесь на современную Сирию или Ирак, или Ливию — всё мусульмане между собой. Сунниты, шииты, алавиты, целая каша кланов, групп, кого только там нет, и все ненавидят всех.

В свете этого воистину удивительно, как евреи, у которых разум возмущенный кипит чаще среднего, на практике и близко не докатились до такого уровня взаимной ненависти и кровопролития. Чему лично я вижу одно объяснение: силы притяжения, братства и единства еще мощнее. И в целом, что-то такое есть в их воспитании и менталитете, чужда им подобная ненависть и насилие… Таким образом, получается, что та беспричинная ненависть, к которой евреи все-таки скатились, ужасна лишь в сравнении с тем идеалом, который могут достичь они сами, но бледнеет по сравнению с тем, куда докатились приверженцы других религий. И то, что евреи за беспричинную ненависть были наказаны изгнанием, вовсе не означает, что они в этом плане оказались хуже последователей других религий — а скорее, что евреев, как всегда, судили строже. Для них это было ужасным падением, но, если бы по такой же мерке судили христиан или мусульман, они бы уже тысячу раз были изгнаны из своих стран, а то и вовсе уничтожены. Так что все познается в сравнении.

И возникли христианство и ислам явно не потому, что иудаизм завел евреев не туда, а эти религии открыли лучший путь. А потому, что для неевреев, которые последовали за этими религиями, это был прогресс по сравнению с тем язычеством, которое эти религии сменили. Как пишет Рамбам («Мишнэ Тора», законы Царей, глава 11), при всех своих недостатках и при всем допущенном кровопролитии, эти религии дали неевреям целый ряд важных идей, приблизили их к иудаизму и сделали в большей степени готовыми к наступлению царства Б-га, когда придет Машиах.

И когда это случится, мы действительно вернемся к изначальному иудаизму — идеальному единству, какое было при даровании Торы. Ведь и мы с того уровня скатились не потому, что иудаизм нас так «повел», а потому что мы себя так повели, не послушавшись предостережений иудаизма: «Не злословь… не питай ненависти к брату… не мсти и не затаивай обиды… возлюби ближнего, как самого себя» (Ваикра 19:14-18) и т.д. У человека должна быть свобода выбора и возможность, и даже соблазн скатиться, иначе не за что было бы награждать при правильном выборе. Поэтому Б-г дал человеку такую свободу, но в то же время четко указал правильный путь — и в целом еврейский народ действительно построил общество взаимной любви и единства, которое может в этом служить примером другим. Несмотря на всю еврейскую активность и страстность. Да, если сравнивать с их собственным идеалом, евреи потом скатились, но и после этого могут и должны подняться и вернуться к изначальному уровню. Что мы и стараемся делать.

С уважением, Меир Мучник

Читайте: тема Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.