Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно

Все восемь дней Хануки, в молитву «Шмонэ Эсре» и в благословение «Биркат а-мазон» после трапезы с хлебом добавляют вставку «Аль а-нисим» — «За чудеса».

За чудеса, за избавление, за проявление силы, за спасение, за войны, что Ты вел (для) наших предков в те дни, в это время.

Маараль пишет, что каждое время года имеет свою особенность.

Пурим — это время, когда Всевышний наказывает тех, кто хочет нас уничтожить. Даже в наше время, когда есть настолько абсолютно явное сокрытие лица Всевышнего, за последние 70 лет — мы уже видели два раза, что это произошло именно в Пурим: Сталин хотел уничтожить еврейский народ, и Саддам Хусейн, который не только хотел, но даже ясно об этом сказал. Первый получил кровоизлияние в мозг в сам Пурим, и война второго в Персидском заливе закончилась в Пурим, хотя за два дня до этого Америка объявила, что война еще будет длиться долго.

Так и Ханука: Маккавеи воевали не против Греции, а против греческой культуры. Их цель была не освободить Израиль, а именно победить греческий духовный натиск.

Потом греческая культура объединилась с западной, с европейской культурой. Базис всей европейской культуры — это греческая культура, и в какой-то мере она также стала базисом для христианской религии. Главные христианские праздники выпадают в районе Хануки, и это совсем не случайно.

Греки вели себя очень цивилизованно, они не разрушили Храм, они нас не выгнали из Израиля, они нас совсем не притесняли — пожалуйста, живите в Израиле спокойно, только примите нашу культуру.

В Пурим, когда была опасность для жизни физической, мы молились и постились, а в Хануку, когда мы были в духовной опасности — мы воевали.

Мы какие-то странные, все считают, что нужно вести себя наоборот.

В Хануку мы не открываемся другим культурам. В других культурах есть хорошие вещи, но Ханука — это как раз то время, когда мы учимся ничего не брать от других народов.

Ханука — самое темное время года. Это символично: в то время, когда все темно, мы как будто полностью в изгнании. Это время, когда почти нет солнца, и когда даже луны нет — конец месяца кислев и начало месяца тевет. Как будто бы мы в полной тьме, совершенно под властью других народов. И надо быть очень осторожными не потерять свою индивидуальность.

И Ханука — это период, когда мы смогли сделать так, чтоб в нас эта другая культура не вошла.

Было в дни Матитьяу сына Йоханана, первосвященника, Хашмоная, и сыновей его, Первосвященником был Йоханан, отец Матитьяу.

Если взять первые буквы слов «Матитьяу бен Йоханан, коэн», только в другом порядке, получится слово מכבי — «Маккаби». Есть мнение, что «Маккаби» — это также аббревиатура 'ה באלים כמוך מי — «Кто, как Ты, среди сильных, Всевышний» — военный девиз Хашмонаим.

Матитьяу — это «матат кэль», дословно — дар Всевышнего, в его имени видна его суть. Это человек, который во всем видел дар Всевышнего и всегда сам хотел дать Всевышнему что-нибудь. И поэтому что он сделал? Вышел воевать против греков, так как это — во имя Всевышнего.

А Йоханан — это от слова חנן — пожалел Всевышний. Он всегда ощущал: все, что у меня есть — это только дар Бога, все, что Он дает мне, дает даром — мне ничего не положено.

Когда человек считает, что ему что-то положено, и он сейчас в тяжелом положении — то он может начать думать, что Всевышний нечестен. А если он понимает: все, что мне дал Бог — это подарок, который я не заработал никак — «ханан», от слова «ханина», — он испытывает благодарность. ханина — значит даром. Поэтому Йоханан всегда был благодарен, понимая: все, что у него есть — это всегда хорошо, и у него не было претензий к Богу. И поэтому он смог наделить своего сына духовной силой выступить против греков.

Есть мидраш, который говорит, что, если вам снится буква נ — «нун», или имена Йоханан и Хананья (в этих именах по 2 «нуна») — у вас будет много чудес.

«Хашмонай». Что такое Хашмонай? По одному мнению, такова была их фамилия, а по — другому, Хашмонай — это высокий религиозный сан. Так, в Псалмах (Теилим 68:32) упоминаются «хашманим», бывшие среди священников, коаним, кем-то вроде министров — духовными лидерами.

Мой папа говорил, что с помощью слова «Хашмонай», как аббревиатуры, можно запомнить, какие были страшные греческие указы против еврейской религии:

«Х» — это ходеш, новый месяц — греки запрещали еврейский счет календаря.

«Ш» — это Шабат, они запретили соблюдение Субботы, заставляли евреев работать в Субботу не потому, что им нужна была работа, а просто так — показательно.

«М» — это мила — обрезание, его запретили под страхом смертной казни.

«Н» — это нида, закрыли миквы (ритуальные бассейны, без которых запрещена супружеская жизнь).

«А» — аруса (обрученая). Греки постановили страшную вещь: когда девушка выходит замуж, право первой ночи принадлежит греческому начальнику. В трактате Ктубот разбираются многочисленные вопросы о том, как быть в этом случае. Срывали свадьбы… целая история.

«И» йуд — ихуд а-Шем — вера в Единого Бога. Евреев заставляли снимать мезузы с косяков домов и писать вместо них «нет у меня удела в Боге Израиля», из-за этого те, кто имел дома, уходили жить в пещеры.

Когда поднялось злодейское греческое царство на еврейский народ, чтобы мы забыли Тору Твою, и чтобы отвести нас от закона желания Твоего.

Существует предание, что греки властвовали над нами всего 180 лет, но самый тяжелый период длился 5—7 лет.

«…Они поднялись на еврейский народ, чтобы мы забыли Тору Твою, и чтобы отвести нас от закона желания Твоего». Греки воевали не просто против религии, чтобы люди не соблюдали, они хотели нам доказать, что соблюдение законов — это глупости. Мы не говорим «чтобы взять и отвести нас от закона Бога». Они тоже понимали, что есть этика, есть правила, все должны жить по каким-то правилам. Им мешало, что есть чье-то желание, которое выше желания человека. Они привыкли к человеческой этике, в которой решают человек и философы, и не могли принять, что есть Кто-то выше их, Кто устанавливает эту этику вместо них. Поэтому подчеркивается — «от закона желания Твоего». И почему тут законы называются «חוקים» — хуким? у нас есть заповеди, которые понятны, например, что нельзя убить, украсть, надо уважать родителей — такие законы называются мишпатим, и есть законы — хуким, законы непонятные, такие как Шабат, кашрут. И это то, что им мешало — законы «Твоего желания», хуким.

Интересно, что в этой молитве 108 слов — такова гематрия слова חק (хок) — закон, и это не случайно.

«Чтобы мы забыли Тору Твою» — они хотели довести нас до того, чтобы мы забыли Тору. Если мы забудем Тору, то ничего у нас не будет. И тут не написано просто «Тора», а «Твоя Тора».

Если есть заповедь, которую мы сейчас не можем выполнить, но учим законы, связанные с ней, Всевышний нам засчитывает, как будто мы ее выполняем.

Скажем, мы сейчас не можем приносить жертвы, у нас нет Храма, но если мы молимся вместо этого, учим законы жертвоприношений, читаем отрывки из Торы в память об этом, то нам засчитывается, как будто мы приносим жертвы.

Значит, если нам не дают соблюдать законы, мы можем помнить и учить Тору вместо соблюдения законов. Поэтому они хотели не просто уничтожить Тору, а добивались, чтобы мы забыли Тору, чтобы у нас вообще не было никакой возможности что-либо соблюдать.

А Ты Твоей великой милостью стоял за них в час беды их, вел за них спор, вершил ради них суд, мстил за них.

«А Ты Твоей великой милостью стоял за них в час беды, вел за них спор…». Спорил за них. Спор — это момент, когда мы воюем. «Вершил ради них суд» — это в момент, когда Всевышний решает, кто победит. Если идет война, наступает момент, когда определяется, кто победит. Мы можем во всех боях победить, а в конце — войну проиграть. Поэтому тут упомянуто и «стоял за них», и «спорил за них». Это означает — и вел вместо них их спор, и вершил ради них суд.

Месть — это очень сладкая вещь. Рамхаль говорит в «Месилат Йешарим», что одна из самых сладких вещей — это месть. Месть евреям запрещена, если это не во имя Бога. А что особенного в мести? Если кто-то украл что-то у человека, сделал ему что-то и нанес ущерб, этот ущерб достаточно просто возместить, но, кроме ущерба, который человеку нанесли, это также задело его честь. Он ощущает: когда кто-то делает что-либо против меня, это унижает мое достоинство. И когда человек мстит, он восстанавливает не нанесенный ему ущерб, а поруганную честь. Поэтому всегда, когда человек мстит, ему даже не нужны потерянные деньги.

То дурное, что народы делают еврейскому народу, кроме того, что это доставляет нам неприятности, это также унижение чести Имени Бога. А когда еврейский народ побеждает, наоборот — это восстанавливает честь Бога в мире. Соответственно, когда мы просим, чтобы Бог свершил месть, это не потому, что мы хотим, чтобы им было плохо, а потому, что мы желаем восстановить честь Бога, которая была унижена.

Далее перечисляются пять аспектов, в которых различались греки и евреи, и показано, как Всевышний отдал одних в руки других.

Отдал сильных в руки слабых, и многих в руки малочисленных, и нечистых в руки чистых, и грешников в руки праведников, и злодеев — в руки занимающихся Торой Твоей.

Сначала говорится «сильных в руки слабых» и «многих в руки малочисленных»: эти две вещи — чудеса физические. А потом перечисляются духовные аспекты — «нечистых в руки чистых», «грешников в руки праведников», «злодеев — в руки занимающихся Торой».

В Хануку Бог явил большое чудо, и мы говорим о величии чуда — обычно сильные побеждают слабых, многочисленная армия побеждает малочисленную, а тут Бог сделал наоборот. Греки были сильными, их было много и, естественно, они должны были победить. И мы благодарим Бога и подчеркиваем величие чуда.

Но вторая часть, «нечистых в руки чистых», «грешников в руки праведников», «злодеев — в руки занимающихся Торой», — не очень понятна: разве это против законов природы? Нет в законах природы такого правила, чтобы победили именно нечистые или грешники.

Смысл второй части прост. Всевышний сделал чудо, передал сильных в руки слабых, многочисленных в руки малочисленных, почему? Потому что Хашмонаим были чисты духовно, были праведниками и занимались Торой. Это было духовное оружие Хашмонаим — чистота, праведность и изучение Торы, и благодаря этому Бог сделал им чудеса.

А есть мнение, что первые два аспекта рассматриваются тоже с духовной стороны. Почему Всевышний помог? Не только потому, что они были слабы, и их было мало, а потому, что они себя чувствовали слабыми, не надеялись на свою силу, а только на помощь Всевышнего. А греки считали, что они все могут, у них сильная армия, и они как будто могут со всем справиться сами, и им не нужен Всевышний. у нас говорится в Торе, что Всевышний нас любит, «так как мы столь малочисленны по сравнению со всеми народами».

Приводится в Мидраше, что Всевышний сказал — «Я дал Санхериву и Невухаднецару силу, и что они сказали? — “Мы самые сильные, мы властвуем над всем”». Как и Сталину была дана мощь… И во что они превращают себя сразу? В фараона. Они начинают создавать культ личности. А сыны Израиля, если Всевышний им помогает, что они говорят? «Мы — никто». Что сказал Давид после всех удачных войн? «Я — червь» (Теилим 22:7). Или Яаков: «Я меньше всего» (Берешит 32:11).

Почему-то говорится «и злодеев — в руки занимающихся Торой Твоей», а не говорится «и злодеев — в руки знающих Тору Твою». Когда мы говорим о Торе, важен сам процесс, а не только то, что у нас получается в конце. В физическом мире, если вам продают вещь, вас не интересует, за сколько времени ее сделали, за 5 минут или за 5 часов. Вас интересует только сама вещь, а в Торе важно не сколько мы выучили, а сколько мы в это вложили. Поэтому говорится «занимающихся Торой Твоей», а не «знающих Тору Твою». Бывает, что человек не очень способный, и ему приходится, чтобы что-то понять, заниматься 10 часов. А другой более сообразительный, и ему, чтобы это понять, требуется всего 5 минут. Кто получает бо́льшую награду, кто считается духовно выше? Тот, кто занимался 10 часов. Поэтому говорится «занимающихся Торой Твоей».

Себе Ты сделал великое и святое Имя в Твоем мире, а еврейскому народу Ты сделал спасение великое и избавление, как этот день.

«Себе Ты сделал великое и святое Имя в Твоем мире». Значит, это было большое освящение Имени Бога. «А еврейскому народу Ты сделал великое спасение и избавление». «Избавление» — פורקן — от слова «вытащить», это как «выкуп», когда Всевышний нас освободил от власти греков. Но греки будут с нами вести очень много войн (как физических, так и духовных). Поэтому нужно еще «спасение» — когда Всевышний помогает нам и мы побеждаем еще в одной битве, и еще. «Как этот день» — имеется в виду эта же дата. И у нас есть понятие, что в каждом году эта дата имеет ту же духовную силу.

А затем вошли сыны Твои в Святая Святых Дома Твоего, и убрали чертог Твой, и очистили святилище Твое, и зажгли светильники во дворах святилища Твоего, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы благодарить и славить Твое великое Имя.

דביר — Святая Святых, называется Двир, от слова דיבור — «разговор», так как из Святая Святых выходило пророчество. Числовое значение слова Двир — 216, сумма цифр этого (так называемая малая гематрия) — 9 — совпадает с суммой цифр числа 72 — столько букв в особом Имени Всевышнего.

По материалам книги «Ханука»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»