Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»

Раби Меир — ближайший ученик р. Акивы.

Происходил из семьи праведного гера, одного из потомков Нерона, посланного императором на завоевание Иерусалима и принявшего еврейство (Гитин 56а).

Р. Меир учился у р. Ишмаэля и у Элиши бен Авуи, но главным его наставником был р. Акива (Эрувин 13а). После гибели р. Акивы получил смиху от р. Йеуды бен Бавы, казненного за это римлянами (Санхедрин 14а).

Раби Меир обладал уникальной памятью и выдающейся эрудицией. Он знал наизусть всю Тору, со всеми особенностями правописания ( Эрувин 13а), и мог по памяти безошибочно восстановить любой свиток Писания ( Мегила 18б).

Но особенно ярко проявлялись его способности при законодательных обсуждениях. Талмуд свидетельствует, что «в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости и закон всегда должен был бы соответствовать его мнению; и если в ряде случаев законодательное решение все же принималось вопреки его точке зрения, то лишь потому, что его оппоненты оказывались не в состоянии адекватно воспринять его диалектику» ( Эрувин 13б). Далее поясняется: р. Меир обладал способностью с одинаковой убедительностью обосновывать точки зрения, которые казались его оппонентам противоречащими друг другу, «и они не могли понять, в каком случае его мнение соответствует истине, а в каком — нет, ведь его аргументы и доказательства были одинаково вескими во всех случаях» (Раши, там же).

По свидетельству Талмуда, тому, кто видел раби Меира в доме учения казалось, что «он вырывает из земли огромные горы и разбивает их друг о друга» ( Санхедрин 24а).

В своих публичных уроках и выступлениях р. Меир уделял большое внимание не только толкованию закона, но и мидрашам. Кроме этого, он обильно оснащал свой рассказ остроумными притчами, помогающими глубже понять Писание. Слушатели его уроков подсчитали, что только о хитрых лисах р. Меир знал более 300 притч (там же 38б).

Раби Меир принимал участие в работе Санхедрина, воссозданного в г. Уше. Вместе со своими соратниками он начал работу по записи законов, составивших основу Мишны. В трактате Санхедрин (86а) утверждается: «Мишна основывается на мнении р. Меира». Эту работу завершил его ученик р. Йеуда Анаси.

Последние годы жизни р. Меир провел в изгнании. В Талмуде рассказывается, что его жена Брурия, дочь казненного р. Хананьи бен Терадиона, попросила р. Меира содействовать освобождению ее сестры из римского плена. Раби Меиру удалось подкупить охранника, убедив его, что, если за исчезновение пленной его привлекут к суду, он должен произнести «Б-г Меира, помоги мне!» — и будет спасен от казни. Так и вышло — нерадивого охранника приговорили к повешению, но каждый раз, когда он произносил указанные слова, веревка рвалась. Почуяв неладное, римляне допросили охранника — и он признался. Был объявлен розыск — портрет р. Меира даже закрепили на вратах Рима, обещая награду каждому, кто поможет его схватить. И тогда р. Меиру пришлось бежать в Вавилон (Авода зара 18а).

Раби Меир завещал похоронить его на Святой Земле, у берега моря — чтобы «волны омывающие Землю Израиля, омывали камни его могилы».

Похоронен в Тверии.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.