Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раби Меир, Брурия, Чудеса, Мудрецы Мишны, Александр Кац, Притчи
Раби Меир — ближайший ученик р. Акивы.
Происходил из семьи праведного гера, одного из потомков Нерона, посланного императором на завоевание Иерусалима и принявшего еврейство (Гитин 56а).
Р. Меир учился у р. Ишмаэля и у Элиши бен Авуи, но главным его наставником был р. Акива (Эрувин 13а). После гибели р. Акивы получил смиху от р. Йеуды бен Бавы, казненного за это римлянами (Санхедрин 14а).
Раби Меир обладал уникальной памятью и выдающейся эрудицией. Он знал наизусть всю Тору, со всеми особенностями правописания ( Эрувин 13а), и мог по памяти безошибочно восстановить любой свиток Писания ( Мегила 18б).
Но особенно ярко проявлялись его способности при законодательных обсуждениях. Талмуд свидетельствует, что «в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости и закон всегда должен был бы соответствовать его мнению; и если в ряде случаев законодательное решение все же принималось вопреки его точке зрения, то лишь потому, что его оппоненты оказывались не в состоянии адекватно воспринять его диалектику» ( Эрувин 13б). Далее поясняется: р. Меир обладал способностью с одинаковой убедительностью обосновывать точки зрения, которые казались его оппонентам противоречащими друг другу, «и они не могли понять, в каком случае его мнение соответствует истине, а в каком — нет, ведь его аргументы и доказательства были одинаково вескими во всех случаях» (Раши, там же).
По свидетельству Талмуда, тому, кто видел раби Меира в доме учения казалось, что «он вырывает из земли огромные горы и разбивает их друг о друга» ( Санхедрин 24а).
В своих публичных уроках и выступлениях р. Меир уделял большое внимание не только толкованию закона, но и мидрашам. Кроме этого, он обильно оснащал свой рассказ остроумными притчами, помогающими глубже понять Писание. Слушатели его уроков подсчитали, что только о хитрых лисах р. Меир знал более 300 притч (там же 38б).
Раби Меир принимал участие в работе Санхедрина, воссозданного в г. Уше. Вместе со своими соратниками он начал работу по записи законов, составивших основу Мишны. В трактате Санхедрин (86а) утверждается: «Мишна основывается на мнении р. Меира». Эту работу завершил его ученик р. Йеуда Анаси.
Последние годы жизни р. Меир провел в изгнании. В Талмуде рассказывается, что его жена Брурия, дочь казненного р. Хананьи бен Терадиона, попросила р. Меира содействовать освобождению ее сестры из римского плена. Раби Меиру удалось подкупить охранника, убедив его, что, если за исчезновение пленной его привлекут к суду, он должен произнести «Б-г Меира, помоги мне!» — и будет спасен от казни. Так и вышло — нерадивого охранника приговорили к повешению, но каждый раз, когда он произносил указанные слова, веревка рвалась. Почуяв неладное, римляне допросили охранника — и он признался. Был объявлен розыск — портрет р. Меира даже закрепили на вратах Рима, обещая награду каждому, кто поможет его схватить. И тогда р. Меиру пришлось бежать в Вавилон (Авода зара 18а).
Раби Меир завещал похоронить его на Святой Земле, у берега моря — чтобы «волны омывающие Землю Израиля, омывали камни его могилы».
Похоронен в Тверии.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Бедняк не может быть по-настоящему скромным, потому что его положение изначально ограничивает чувства. Богатый, здоровый и скромный — вот он, еврейский идеал.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваикра
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Есть целый ряд ситуаций, при которых Тора обязывает приносить мирную жертву. Такое жертвоприношение помогает укрепиться в вере.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
В помощь изучающим Пятикнижие
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На жертвеннике сжигается то, что является скоропроходящим все то время, пока оно далеко от Б-га. Но как только оно приближается к Б-гу, оно получает Его одобрение.