Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Из своего урока (пока он последний в цикле "Еврейское поведение", вышел в эфир на этой неделе, в понедельник вечером, скоро будет вывешен аудио-файлом) перескажу здесь одну историю.
Урок назывался "Утешение". – О том, что каждому из нас заповедано утешать тех, у кого горе, несчастье или другая серьезная неприятность в жизни, – и они, попавшие в эту неприятность, сидят-переживают, мучаются. Так вот, наша обязанность прийти к ним с теплыми словами участия и утешения. Причем Тора считает такой поступок настолько важным, что, если кто-то поступает иначе, он тем самым проявляет жестокость и нелюбовь к ближнему.
История про раби Элиэзера Менахема Мана Шаха. Ему сообщили, что у одного человека, жившего в том же районе Бней-Брака, умерла жена – и вдовец замкнулся в себе, никуда не выходит, ничего не ест, ни с кем не разговаривает.
Рав Шах отправился его навестить и утешить. (И думаю, не потому, что так положено поступать. Раввин ничего не делал формально, что называется "по протоколу Торы".)
Итак, пошел к нему рав Шах. Поднялся по лестнице, подошел к двери. На стук никто не ответил. Казалось, квартира совсем пустая – не раздавалось ни звука. Но дверь была чуть-чуть приоткрыта. И рав решил войти без приглашения.
На диване посреди запущенной комнаты сидел хозяин дома. Плечи низко опушены. Смотрит в пол прямо перед собой. Взгляд потухший. На лице никаких эмоций, кроме усталости и полной отрешенности от мира
Сел рав Шах рядом с ним, взял за руку и сказал:
"Знаю, у тебя умерла жена. Я тоже вдовец. И тоже очень переживаю – до сих пор. С ее смертью для меня потухли все краски мира. Сказано в Талмуде, что жена умирает только для своего мужа – так он переживает[1]. Некому нас поддержать – или даже понять.
Давай вот что сделаем: я умею готовить чолнт. Завтра в пятницу я его приготовлю и пришлю тебе. Ты его сохранишь до утра субботы – а к тебе приду, мы вместе устроим трапезу. Вместе будем петь субботние песни. Я нуждаюсь в утешении такого же, как я".
Едва заметная улыбка появилась на лице хозяина дома. Он сказал чуть слышно: "Разве руководитель ешивы будет варить для меня чолнт?"
Рав Шах сказал: "Почему нет? Впрочем, если у тебя есть идеи, можем сделать что-нибудь другое. Придумай сам. А я к тебе все равно приду. Ибо я в тебе нуждаюсь".
Так и вышло. Утром в субботу они сидели за одним столом в присутствии двух-трех учеников. И негромко пели субботние песни.
(קנין תורה)
** **
Написано в недельном разделе Хукат (Бемидбар 20:25): "Возьми Аарона и Элазара". – Речь там идет о том, как Всевышний подготовил евреев к смерти Аарона. Сказал, обращаясь к Моше: возьми его и его сына, поднимитесь на гору Ор. Там одежды коэна наденет на себя Элазар, а Аарон умрет.
Обратите внимание, написано: "возьми". Слово требует пояснения. Раши: "возьми его", т.е. сделай так, чтобы он согласился, чтобы пошел с тобой. Говори с ним – утешая, мягким голосом и приятными словами. А именно, скажи ему (это слова Мидраша): счастливый, ты при жизни увидишь, как венец твоего служения в Храме перейдет к твоему сыну – то, чего никогда не будет у меня.
Так поступил Всевышний с Аароном, а значит, так надо поступать и нам. Т.е., мы обязаны поддерживать других людей в трудный для них час.
** **
Вчера многие были на похоронах праведницы Рухамы-Авиталь Мацкиной. Теперь надо прийти к ребу Давиду Мацкину и утешить его в горе.
Перед уходом скажите ему и его детям: "Да утешит Всевышний вас вместе с теми, кто скорбит по Сиону и Иерусалиму".
[1] סנהדרין כ''ב ע''ב: אין אשה מתה אלא לבעלה.
Выражение означает, что только вдовец по-настоящему понимает, насколько мир опустел с уходом его жены. То же самое сказано про смерть мужа: муж умирает только для своей жены.
Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел