Темы: Испытания, Авраам, Мировоззрение, Судьба, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, добрый вечер. У меня вопрос относительно «мазаль» (везение, удача). Отчего человеку может не везти всю жизнь и во всем? То попадает на деньги, то теряет сумку с важными вещами, ключи от машины, даже как-то пьяные ребята сломали зеркало на машине, хоть на улице стояло с десяток машин, но именно эту повредили. Ну, и есть много разных глупых и серьёзных ситуаций, которые я все не могу описать. В чем может быть проблема, как попытаться исправить свой «мазаль»? Откуда может тянуться корень всех невезений? Есть ли этому какое-то объяснение в Талмуде? Заранее спасибо большое. Удачи. N.
Здравствуйте, N.!
Отчего человеку может не везти всю жизнь и во всем?
Прежде всего, позвольте Вам посочувствовать и пожелать, чтобы разных неприятных ситуаций в Вашей жизни было как можно меньше.
Что касается мазаля, он действительно играет роль в жизни человека. Но в целом мазаль понимается как один из механизмов, с помощью которых Б-г задает человеку характер и судьбу, необходимые для выполнения его роли в жизни. То есть, говоря о мазале, мы говорим о таких серьезных вещах, как общее направление жизни человека и его роль.
Самое известное изменение мазаля — нашего праотца Авраама — произошло в весьма тяжелой ситуации: изначально ему не дано было иметь детей. Б-г изменил его мазаль, и он смог их иметь. Но даже в этом случае мудрецы поясняют: мазаль был изменен не ради того, чтобы решить его личную проблему. Т. к. мазаль — это не просто палочка-выручалочка, а канал, по которому человек получает инструменты, необходимые для выполнения его роли в жизни. А для выполнения роли, которая была дана Аврааму изначально, ему не нужны были дети. Ибо изначально он был «Аврамом», как объясняют мудрецы, «[духовным] отцом Арама», страны, в которой родился — там он должен был распространять свое учение о Б-ге. Для этого ему не обязательно было иметь своих, биологических детей, в духовном плане его детьми считались ученики, он их «сделал» (см. Берешит 12:5).
Но Аврам хотел другого — изменить саму роль в служении Б-гу, расширить ее. Сделать больше во Имя Б-га. А именно, стать Авраамом, «[духовным] отцом множества [народов]» — распространять эти знания о Б-ге по всему миру. Для этого он должен был породить целый народ, который сможет оказывать соответствующее влияние на мир, быть «светом для народов» (Йешаяу 49, 6). Поэтому ему было дано потомство. В этом была суть изменения мазаля, и потому оно сопровождалось изменением имени — которое отражает сущность человека и его роль: «Аврам не может иметь детей, но Авраам сможет».
В этом также смысл утверждения мудрецов, что изменить мазаль можно великой заслугой: это значит даже не удостоиться блага в награду за праведность, а удостоиться расширения роли в служении Б-гу, продемонстрировав свое рвение и желание сделать ради Него как можно больше. И происходит это на практике не часто (Тосафот в трактате Йевамот).
Таким образом, тема мазаля и его изменения касается фундаментального направления жизни человека и его предназначения.
Что, согласимся, отличается от вопроса просто невезения в разных жизненных ситуациях. Я ни в коем случае не умаляю Ваши трудности и раздражители в жизни. Если они возникают постоянно, это, в самом деле, нелегко переносить. Но истина также в том, что без раздражителей и проблем не удается в этом мире жить никому. У одного постоянное невезение, как у Вас, другому постоянно не хватает денег, у третьего трения в семье, у четвертого — на работе, у пятого постоянные проблемы со здоровьем. Я в целом на жизнь не жалуюсь и считаю себя счастливым человеком, но в то же время не могу вспомнить ни одного периода жизни, когда у меня не было бы каких-то проблем и соблазна подумать: если бы не они, жизнь была бы совсем другой! И как жить будем, и почему я должен через это пройти? А вот у него — другого человека — этой проблемы нет, хорошо ему!
Нет, другому обычно не хорошо — то есть, не лучше меня. Может быть, этих проблем у него нет, зато есть другие. И, если бы я узнал, какие именно, то поменяться бы с ним не захотел.
Это не значит, что мне не следует мечтать избавиться от своих проблем и прилагать усилия в этом направлении. Конечно, надо этого желать и себе, и Вам.
Но в то же время надо понимать, что цель жизни — это не отделаться от проблем и раздражителей, а исполнить свою роль вопреки всем проблемам и раздражителям.
Если подробнее изучить жизни великих людей, то обнаружится, что и у них были вечные проблемы: у кого со здоровьем, у кого с деньгами, у кого с семьей и т. д. Но они продолжали заниматься своим делом и достигать вершин, несмотря на все это. Не дождавшись, когда же им в жизни будет больше везти. Иногда поражаешься: при всех «американских горках», по которым носило того или иного человека, как он мог вообще чего-либо достичь, тем более, столь многого. Но вот умудрился. Так что даже если черному коту все не везет, ему следует не столько думать о том, как бы перекраситься — это вряд ли осуществимо, сколько продолжать ловить мышей.
Более того: к проблемам и невезению следует относиться не просто как к досадным помехам, а как к барьерам на трассе. Мешаются же, тяжело так бежать! Да, но в этом вся суть соревнования, именно за такой бег дают потом медаль. Конечно, можно дождаться, пока закончатся барьеры, — вот только тогда и трасса кончится. Так что лучше этого не ждать, а продолжать бег сейчас, со всеми барьерами. Зная, что, чем больше их приходится преодолевать, и чем больше они раздражают, тем больше будет потом награда за то, что мы в жизни достигли вопреки всем барьерам и неудачам.
Да и другим потом можно будет рассказать: вот, мол, какие у меня были проблемы и неудачи, но, несмотря на все это, я сделал, добился! И советы давать. То есть все это придает опыт. Ведь опытный человек — это тот, кто испытал трудности и проблемы, и научился на них, набрался мудрости. Иначе он не опытный — а просто везучий! Баловень судьбы. Подумаешь, повезло человеку, а если бы не повезло, чего бы он стоил?
Так что у того, кому не везет, реальный шанс в руках доказать, что он чего-то стоит. И набраться опыта, который потом можно передать другим.
Желаю Вам успешного преодоления всех барьеров и завоевания самых почетных наград!
С уважением, Меир Мучник
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления
Рав Реувен Пятигорский
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Хаим Бурштейн
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Даниэль Шевелевич
Борух-Айзик Соловьев выбрал для себя нетипичную специальность. Он хотел стать не инженером, не врачом, не адвокатом... а циркачом. Полная событиями биография еврея, ставшего директором Московского цирка.
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его