Темы: Провидение, Страдания, Награда и наказание, Мировоззрение, Болезни, Рав Эльяким Залкинд, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня такой вопрос, на который никак не получается найти ответ. Он состоит из двух частей. 1) Говорится (в частности, Рамхалем), что сущность Творца определяется как добро. А природа добра — воздать добро. То есть Творец желает проявить суть добра. Для человека это значит — приблизиться к источнику добра. Тут, вроде, все более-менее понятно. Вопрос заключается в методах этого приближения к добру. Приведу грубый наглядный пример. Скажем, смерть ребенка у женщины. Допустим, таким образом она очистится, пройдет испытания и т.д. Но даже если конечная цель для нее — добро, исправление, очищение и т.д., можно ли такой метод назвать добром? Нужно ли ей такой добро? 2) В случае со смертью ребенка ее же не спрашивают, нужно ли ей такое добро. Она же не может выбирать. Следовательно, тут у нее нет никакой свободы выбора. Получается, решили за нее? Воздать ей добро или нет? Буду благодарен за комментарии. С уважением, Лев
Уважаемый Лев,
Давайте попытаемся ответить вместе. Вы спрашиваете: является ли добром добро, сопряженное с болью, такое, которое человек не избрал бы по собственному желанию? Приведем пример. Чтобы спасти ребенка, необходимо ему сделать операцию, например, у него приступ аппендицита. И он еще мал, чтобы понять, что его спасают. Только чувствует боль и никого к себе не подпускает. Родители, везущие его на операцию без его понимания и согласия, и врачи, проводящие ее, — делают ему добро? Но, может быть, это неудачный пример, ведь маленький ребенок не понимает происходящего, а мы говорим о взрослых людях и испытаниях, которым они подвергаются на протяжении всей жизни? Однако различие между сознанием ребенка и взрослого человека пренебрежимо мало по сравнению с различием между человеческой способностью к постижению и беспредельным знанием Самого Творца и Его замыслом…
Известно высказывание Хафец Хаима: когда сыновья Яакова пришли в Египет за хлебом и правитель Египта стал «нападать» на них, называть шпионами, грозить арестом, они недоумевали, обвиняли друг друга, спрашивали: что это, и за что это нам? В первый приезд в Египет и во второй — что это Б-г сделал нам? Пока не услышали два слова от этого правителя: «Я — Йосеф». Тогда исчезли все вопросы и недоумение… Так, когда услышит мир, приближаясь к завершению своей истории, два слова: «Я — Б-г», прояснятся все вопросы о том, что происходило, и все увидят ясно, что всё было — только для нашего блага.
Но и сейчас, если мы поймем, что есть Творец и Властелин мира, Желающий, несомненно, нам только блага, тогда, хотя и скрыт пока истинный смысл всего происходящего, можно обрести согласие и мир с самими собой и происходящим.
О второй части Вашего вопроса. Если правильно понял, Вы спрашиваете: в чем работа и заслуга человека в ситуациях, сложившихся не по его воле? А если здесь нет его работы и заслуги, за что он удостоится блага? А если эти ситуации — не для блага, зачем они вообще нужны?
Конечно, далеко не всегда мы выбираем, чему произойти. Часто, напротив, события происходят вопреки нашей воле. Но и тогда мы можем выбирать свое ОТНОШЕНИЕ к происходящему, наши реакции — в желаниях, чувствах, мыслях, словах, действиях. Во власти человека направить эти реакции в то или иное русло, и на человека возложено выбрать, каковы будут его реакции. Это испытание, и по результатам этого испытания человек получит воздаяние. Это касается не только значимых событий жизни, но и малых, каждодневных — человек стоит перед своим Творцом, Который смотрит на него и ожидает от него продвижения, прямоты, достоинства, чистоты…
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Ефим Свирский
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?