Темы: Суббота, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Мне предстоит профессиональный экзамен по работе с компьютером. Часть экзамена заключается в проверке знания рабочих терминов и их определений, которые я обязана помнить как на иврите, так и на английском языке. Времени на подготовку к экзамену совсем мало. Поэтому я хотела узнать, можно ли мне заниматься зубрежкой этих терминов и их определений в шаббат. Заранее благодарю за Ваш ответ. N.
Уважаемая N.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. В Вашем случае разрешено готовиться к экзамену в субботу, хотя предпочтительнее, чтобы суббота оставалась святым днем отдыха и спокойствия.
Прежде, чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, следует отметить, что Шулхан Арух (Орах Хаим 306:8), сообщая, что в Субботу не запрещено размышлять (не вслух), например, о коммерческих сделках, подчеркивает, что предпочтительнее так не делать, чтобы не нарушить наслаждение Субботним днем. В этот день необходимо чувствовать себя так, как будто все дела были полностью завершены до Субботы. Безусловно, это верно, и когда речь идет о подготовке к экзаменам.
Однако, если нет другой возможности и время сильно поджимает, необходимо учесть следующие моменты:
Можно ли изучать науки в субботу?
Само собой разумеется, нет проблемы изучать в субботу материал, связанный с Торой, будь то Танах или какие-либо другие дисциплины, даже если это делается с целью подготовки к экзамену.
А вот насчет того, можно ли изучать другие науки в субботу, существует спор ришоним (ранних комментаторов). По мнению Рамбама это запрещено, а по мнению Рамбана и Рашбо — разрешено.
Этот спор можно объяснить следующим образом: в Талмуде (Шабат 116 б, 149а) говорится о запрете чтения некоторых документов (шитрэй эдйотот). По мнению Рамбана и Рашбо этот запрет является «оградой»: если человек начнет читать эти документы, он может, увлекшись, незаметно для себя перейти к чтению деловых бумаг и т.п. Поэтому они разрешают читать научные книги, которые непохожи на деловые бумаги — а значит, нет и опасности, что человек незаметно для себя перейдет к чтению этих документов. Рамбам же полагает, что шитрэй эдйотот запрещено читать потому, что это является будничным занятием. В этом случае запрет распространяется и на чтение научных книг (Бейт Йосеф, Орах Хаим 307).
Мишна Брура (307:65) говорит, что распространенный обычай — в такой ситуации «делать послабление» и разрешать читать научную литературу в субботу. Но богобоязненные люди стараются воздерживаться от этого.
К научным книгам относятся книги по естественным и точным наукам, а вот руководства по различным ремеслам в данном случае не разрешены (Орхот Шабат 28, прим. 209).
Нарушается ли при этом запрет заниматься в субботу подготовкой к будням?
В Талмуде (Шабат 113а) говорится о некоторых действиях, которые сами по себе не запрещены в субботу, но их запрещают из-за того, что их цель — подготовка к будням. Например, разрешено мыть подносы и тарелки, но все равно это будет запрещено, если их моют для того, чтобы они были готовы к использованию после субботы. Но, если ими собираются пользоваться в субботу, мыть разрешено.
Отсюда следует, что мудрецы запретили в субботу даже действия, которые разрешены, если их целью является подготовка к будням.
Если человек готовится к экзаменам и ему интересен сам материал или эти знания каким-то образом полезны ему, обогащают его в саму Субботу, это не является подготовкой к будням — ведь польза есть уже в Субботу.
Но в случае, когда человеку не интересен изучаемый материал и от него никакой пользы в субботу, то рав Шломо-Залман Ойербах сомневается, можно ли готовиться к такому экзамену (Шмират Шабат кэ-Илхата 28, прим. 206, 207).
Поэтому в Вашей ситуации, когда, готовясь к экзамену, Вы обогащаете свой словарный запас, это не является подготовкой к будням, т.к. польза от этого есть и в саму Субботу.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
О каких методах защиты авторских прав сказано в еврейских источников
Рав Бенцион Зильбер
Мне предстоит серьёзный экзамен в новой стране...
Рав Меир Мучник
Что делать, кроме обычной подготовки?
Рав Реувен Куклин
Я понимаю, что к ЕГЭ нужно тщательно готовиться...
Гади Поллак
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его