Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Трансплантация головы — это кошерно?

Темы: Трансплантация, Еврейский закон, Медицина, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом! У меня следующий вопрос. Сегодня широко известно о подготовке хирургической операции по пересадке головы на новое тело. Это кошерно? Что произойдет с душой вследствие такой операции? Игорь

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Игорь!

Ваш вопрос не просто интересен и сложен. Он касается реалий жизни, которых доселе не было. Поэтому соответствующие им сферы Торы еще не исследованы. А в таких важных вопросах для того, чтобы правильно исследовать Тору и определять ее подход, требуется особая компетенция, которой обладают лишь ведущие галахические авторитеты каждой эпохи. Но ввиду их высокой занятости им подобные вопросы адресуют лишь в том случае, когда это вопросы практики, касающиеся конкретного еврея, который нуждается в руководстве к действию. В нашем же случае пока что речь идет только об одном враче, который считает подобную операцию возможной, и об одном пациенте, который готов попробовать это на себе, считая, что ему терять нечего. Поэтому для нас, религиозных евреев, на практике этот вопрос пока не существует, и ведущие авторитеты еще не изучили эту сложную тему и не определили, что говорит об этом Тора.

А пока они этого не сделали, мы не можем сами с уверенностью делать какие-либо выводы. Единственное, что могу — высказать некоторые чисто личные соображения, просто как человек, который вместе с Вами пытается это обдумать.

Хотя для эмоционального восприятия идея звучит диковато и в духе научно-фантастических ужасов типа «головы профессора Доуэля», строго по логике, если такое действительно физически возможно, то большинство доводов против не представляются научными или галахическими.

В принципе, если так можно спасти жизнь (а именно об этом речь — без операции тело идет к гибели), почему бы и нет?

Некоторые высказывают опасение по поводу того, что новое тело — это сердце и кровь другого человека. А поскольку, как свидетельствует Тора (Ваикра 17:11), душа живых существ связана с их кровью, значит, вместе с другим сердцем и кровью у человека будет и другая душа. Но ведь донорство крови общепринято — и пересадка сердца тоже. Действительно, есть мнения, что при таком донорстве реципиент может перенять некоторые качества донора — хотя не все в это верят, это предмет дискуссии, некоторые приводят примеры из жизни, другие относятся к ним скептически. Но, так или иначе, такое донорство разрешено и общепринято. (О душе скоро поговорим).

В отношении той же пересадки сердца в свое время существовало возражение, в большей мере связанное с Галахой: на том этапе, когда прежнее сердце вынули, а новое еще не пересадили, человек находится в состоянии, несовместимом с жизнью — невозможно жить без сердца, — а в такое состояние его нельзя приводить даже временно. Эта идея высказывалась одним из галахических авторитетов той эпохи, когда вопрос стоял о пересадке сердца. Однако в конечном счете было принято мнение другого галахиста, который не считал это проблемой: ведь это состояние временное и по-настоящему человек не умирает, напротив, ему спасают жизнь.

В вопросе о трансплантации головы, вроде бы, действительны те же аргументы. Тот, кто возражал против пересадки сердца, здесь тем более сказал бы, что даже временное отделение головы от тела — состояние, совершенно несовместимое с жизнью, и нельзя приводить человека в такое состояние. Вопрос — что сказал бы тот, кто разрешил пересадку сердца? С одной стороны, по логике, здесь та же ситуация. Но, кто знает, может быть, отделение головы от тела — это не просто изъятие жизненно важного органа, а более фундаментальное расчленение самого тела; не просто приведение человека в состояние, несовместимое с жизнью, а уничтожение самого «человека»? Не знаю.

Возможно, главный вопрос здесь — можно ли идти на риск? Одно дело — пересадка сердца, которая сегодня является уже оправдавшим себя методом: не делая этой операции, человек подвергает себя опасности, а делая — скорее всего, спасает свою жизнь. Если же нет уверенности в успехе, то чаша весов может склониться в другую сторону: на данный момент человек точно жив и еще не при смерти, а в случае операции — кто знает, что с ним случится? На данный момент трансплантация головы еще не была успешно осуществлена на практике. Проводились опыты на животных, но не полностью успешные — с новым телом животные оказывались парализованными и долго не жили. И по-настоящему в успех пока что верят немногие. Без операции человек обречен, терять нечего? Об этом трудно судить: ведь бывают случаи, когда больной выживает вопреки всем диагнозам. Это не значит, что бездействие всегда предпочтительно. Но когда речь идет об операции настолько новой и фантастической, что большинство специалистов на данном этапе не очень верят в ее успех, то вовсе не ясно, какой путь более рискованный. А при равенстве рисков действительно лучше ничего не предпринимать: исход в любом случае зависит от Б-га, но, если человек предпринимает действие, он в большей степени несет ответственность за вероятный результат. Поэтому на том этапе, когда и пересадка сердца еще казалась фантастикой, галахические авторитеты не сразу были готовы на практике дать зеленый свет. В настоящий момент фантастикой кажется трансплантация головы. Разумеется, если подобная операция действительно будет проведена и увенчается успехом, то этот баланс рисков и возможностей изменится.

Но, как сказано, все это лишь мои личные размышления на данный момент, и, если вопрос возникнет на практике, им займутся ведущие эксперты по Галахе, и их ответ может оказаться иным.

Это к вопросу о кашерности. А в отношении того, что произойдет с душой человека, можно сказать следующее.

На самом деле даже без подобных фокусов с телом душа человека — дело отнюдь не простое. Позвольте привести такой пример. Считается, что муж и жена — это две половинки одно целого, одной души. Но что если брак кончается смертью жены или разводом, и муж женится на другой (или жена на выходит за другого)? Бывает же. Вторая жена, разумеется, никогда не бывает копией первой, так что это уже другая «лучшая половина». Так какая же из этих «лучших половин» — и образуемых с ними совокупных душ — «истинная»? Что происходит с душой человека, утратившего свою вторую половину, а потом обретшего иную?

Похоже, что ответ на это такой: он становится другим человеком. Тот, да не тот. В новом браке, с новой супругой у него иной тип отношений, иной образ взаимодействия, разделения ролей, влияния друг на друга. Каждый человек уникален, но потому уникальны и взаимоотношения, складывающиеся между двумя людьми. Уникальна и каждая «половинка» души по отдельности, и совокупная душа каждой брачной пары.

Лично мне знаком один человек, который сейчас женат вторым браком — и по свидетельствам тех, кто знал его в первом браке, он полностью изменился, это совсем не тот человек, что был раньше. Тот, прежний человек — «умер» вместе с первым браком. «Расставанье — маленькая смерть». Но потом может «родиться» что-то новое.

Так что на самом деле и та, и другая «лучшая половинка» — истинные. Только каждая — для того человека, каким он являлся, состоя в браке с каждой из них, на том этапе своей жизни.

Более того: даже без таких драматических поворотов жизни, как потеря супруги, сама смена жизненных этапов очень часто приводит к тому, что человек становится «другим». Школьник — студент — работник — начальник. Молодой — пожилой. Занимающий разные должности. Все это может быть один человек, но на каждом из этих этапов он совершенно иной. Другие роли в жизни, другие обстоятельства, другие обязанности. Все это влияет на человека и делает его другим. Это не значит, что он не помнит себя «предыдущего». Он часто помнит. Но уже не может — или не хочет — быть таким же теперь. Уже не всегда понимает самого себя на предыдущих этапах. Да, таким я был раньше, были силы, было вдохновение, но теперь уже не могу. Или — какой же я раньше был дурак!

Причина всему этому — действительно разные роли, которые Б-г дает душе на разных этапах жизни, и разные качества и «инструменты», которые Он дает ей для исполнения этих ролей. А для определенных ролей — также разные партнеры и «вторые половинки».

И само тело человека — тоже такой «инструмент». Одним людям, по роду их деятельности, вроде бы, все равно, в каком именно теле находятся их души. У других тело более очевидным образом является инструментом и должно соответствовать задаче. У солдата, спортсмена или танцора, например, тело должно быть сильным и натренированным, у каждого в соответствии с его занятием. У хирурга, художника или пианиста должны быть искусные руки, у каждого по-своему и т. д.

И если человек получил физическую травму, в результате которых его тело оказалось непригодным для выполнения его роли (и нет возможности восстановиться), это признак того, что отныне его роль, по Воле Б-га, должна измениться. Надо найти новое дело, которое он сможет успешно выполнить в своем новом состоянии.

И если станет возможной замена старого тела на новое путем пересадки головы, то это тоже будет означать замену старого «инструмента» на новый. Конечно, у такого человека будет новая роль в жизни, для которой подойдет именно новое тело, и такой человек действительно станет другим, изменится его душа. Но, как сказано, сама по себе смена роли и изменение человека — не такое уж уникальное явление, чтобы относиться к этому с опаской. Звучали некоторые возражения, что в новом теле человеку будет психологически очень трудно, что он не почувствует его «своим». Да, это будет так — на первых порах. Как любой человек в начале нового этапа жизни — получив новую роль, заняв новую должность — может ощутить себя не готовым, не сразу освоиться. (Например, новый начальник не сразу чувствует подчиненных ему людей «своими», не всегда с точностью ощущает, как ими управлять.) Но потом — привыкнет, освоится, войдет в должность. И в новое тело тоже «войдет». Если, конечно, такое действительно физически возможно.

Поживем — увидим.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше