Темы: Смысл жизни, Мировоззрение, Счастье, Материальные блага, Мирьям Нирман
На прошлой неделе на аукционе в Иерусалиме короткая записка Альберта Эйнштейна была куплена за полтора миллиона долларов. Это побило все рекорды, по такой цене в Израиле документы еще не продавались. Почему великий физик решил записать, что он думает о счастье?
Дело было в 1922 году. Год назад Эйнштейн закончил работу по теории фотоэффекта и получил за нее Нобелевскую премию. Вместо того, чтобы сразу отправиться в Стокгольм на церемонию награждения, он решил сначала посетить Японию, где остановился в знаменитом отеле «Империал». Однажды к нему заглянул посыльный, доставляющий почту. У великого физика не было местной валюты, поэтому он взял письменные принадлежности, лежавшие в номере, черкнул что-то и попросил посыльного любезно принять написанное вместо чаевых. «Сохраните это. Возможно, когда-нибудь это будет стоить денег». И добавил: «Это должно послужить вам хорошим советом на всю жизнь». Свое понимание счастья Эйнштейн выразил в одной строке:
«Спокойная и скромная жизнь приносит больше счастья, чем стремление к успеху, связанное с постоянным беспокойством».
Записку продал брат посыльного, проживающий в Германии. Аукционист рассказал газете New York Times, что они рассчитывали продать письмо за 5-8 тысяч долларов. Когда была объявлена окончательная цена, зал взорвался аплодисментами. Разумеется, ценность записки объясняется ее авторством. Но было бы неуважением к Эйнштейну не придать значения тому, что привело его к такому пониманию счастья.
Нельзя не заметить, что совет Эйнштейнa отражает взгляд Талмуда, это еврейское наследие ученого — на сознательном или подсознательном уровне. Счастье — это очень серьезно. В трактате «Пиркей Авот» приводится высказывание Рабана Гамлиэля: «Умножающий имущество — умножает заботу» (2, 7), а знаменитое высказывание Бен-Зомы гласит: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей, как сказано: когда ешь ты от плодов труда рук твоих, счастлив ты и благо тебе» (4, 1). Лихорадочное стремление к успеху и демонстрации этого успеха гарантированно уводит от счастья. Эйнштейн сформулировал эту идею по-своему, мудрецы — по-своему. Главное — глубоко постичь эту мудрость, понять, что успех — это получить то, что ты хочешь, а счастье — это хотеть то, что ты получил.
Мы все слишком хорошо знакомы с этим заколдованным кругом… Больше всего мы хотим счастья. Современная культура подразумевает: чтобы быть счастливым — нужно быть богатым. Имея больше денег, можно приобрести больше вещей, которые принесут больше счастья. А если они не приносят счастья, значит, нужно больше денег, чтобы купить вещи получше и подороже, а для этого нужно больше работать и жить в еще большем стрессе — и вот тогда мы уж точно будем счастливы. Накапливая все больше имущества, все меньше времени уделяя собственной семье… И вдруг оказывается, что «тот, кто умножает богатство, умножает слезы» (кроме Рабана Гамлиэля к этой мысли пришел и Бенджамин Франклин).
Еврейские мудрецы говорят: в жизни нас сопровождают три друга — богатство, семья и доброе имя. Когда мы умираем, они покидают нас — каждый в свой черед. Как только душа покидает тело, богатство перестает существовать для нас. Семья — более верный друг, она провожает нас к месту последнего успокоения, а затем покидает, чтобы продолжить свою жизнь. И только доброе имя, добрые дела, оказавшие влияние на людей, остаются. Странно: бОльшую часть жизни мы проводим в погоне за деньгами, меньше времени уделяем семье и совсем мало времени — делам, по которым нас будут помнить…
Может быть, благосостояние — не самое главное в жизни? Не получается ли у нас то, о чем писал Émile Henri Gauvreau: «Я принадлежал к людям странной породы — о которых метко сказано, что они делают ненавистные им дела, чтобы заработать деньги …чтобы купить предметы, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые им неинтересны». Деньги, имущество оказываются менее ценными, чем спокойная и скромная жизнь, в которой о нас судят не по количеству нажитого, а по уважению, которое к нам испытывают люди. Это и есть та «теория относительности», которой поделились с нами Тора и Альберт Эйнштейн. И цена ее, как выяснилось, очень велика.
Рав Бенджамин Блех, сайт «Эйш а-Тора». Переводчик Мириям Нирман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.