Темы: Избранность, Гер, Народы мира, Галут, Египет, Еврейский закон, Рав Менахем Эпель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Я неоднократно сталкивался с этим суждением прежде, и вот сейчас, читая книгу И. Зильбера, благословенна память праведника, «Беседы о Торе», вновь нахожу фразу подобного смысла: «Еврейский народ — единственный, оставшийся с древних времен». Разрешите, пожалуйста, мой вопрос: если понимать фразу буквально, то ведь есть еще, по меньшей мере, египтяне… Заранее благодарен Вам!
Здравствуйте!
Примерно за сто лет до разрушения Первого Храма ассирийский царь Санхерив «перемешал» весь мир. Он переселил жителей одних стран на территории других стран. Иногда полностью, иногда частично. Так что народы перемешались и ассимилировались. И по мнению большинства комментаторов эту операцию он проделал в том числе и с Египтом. Кроме того, за год до разрушения храма, пророк Йехезкель предвидел разрушение Египта Нэвухаднецаром и последующее возвращение египтян на свою землю — через сорок лет.
Приведенные выше факты имеют не только историческое, но и галахическое значение (Галаха — законы Торы). Так сказано в книге Дварим 23:8, 9: «Не гнушайся эдомитянином, ибо он брат твой; не гнушайся египтянином, ибо пришельцем ты был в земле его. Дети, которые у них родятся в третьем поколении их, могут войти в общество Г-сподне». То есть египтянин, прошедший гиюр, не может жениться на еврейке, но может жениться, например, на египтянке, прошедшей гиюр. Это же относятся к их детям. А уже внуки смогут вступать в брак с евреями. Что касается геров из Амона и Моава, Тора запрещает вступать с ними в браки во всех поколениях.
В Тосефте мы находим спор мудрецов, можно ли в наше (их) время, после смешения народов Санхеривом, вступить в брак с гером египетского происхождения в первом поколении. А также с герами из Амона и Моава вообще. Раби Акива разрешает все эти браки — так как Санхерив смешал народы. А другие мудрецы разрешают браки с амонитянинами и моавитянами, но не с египтянами.
Рамбан объясняет, в чем заключался их спор. По мнению раби Акивы Нэвухаднецар изгнал уже «перемешанных» Санхеривом египтян, и они же вернулись через сорок лет. А по мнению мудрецов, когда Йехезкель говорил (Йехезкель 29:13): «В конце сорока лет соберу Я Египет из народов, среди которых он был рассеян», он имел в виду возвращение настоящих египтян. Рамбам своим галахическим постановлением разрешил вступать в брак с герами-«египтянами», а Рош запретил. Шульхан Арух приводит оба мнения.
То есть, когда речь идет именно о египтянах, Ваш вопрос, казалось бы, «имеет место быть». Но следует отметить: мы рассматривали до сих пор этот вопрос с чисто законодательной точки зрения. И тут нас интересовал народ только как носитель соответствующих «крови и плоти». Тогда как обычно, когда мы говорим о каком-либо народе, мы имеем в виду и язык, и культуру и т.п. А в этом плане и египтяне уже совсем не те, что описаны в Торе.
И только еврейский народ на протяжении всей своей истории, даже в рассеянии, сохранил свою веру, язык и обычаи. И даже вдали от своей Земли евреи всегда помнили и знали, что это состояние временное и Всевышний еще выполнит Свое обещание, данное праотцам, и соберет нас в Эрец-Исраэль служить Ему во вновь отстроенном Храме. Да сбудется это обещание в наши дни, амен!
С уважением, Менахем Эпель
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ашер Кушнир
В чём избранность еврейского народа?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона